Фондохранилище. Дом Масона (1910 г.)

До начала XIX века на месте современного фондохранилища Псковского музея находился мужской Златоустовский Медведев монастырь с церковью Иоанна Златоуста, построенной в 1541-1542 гг. В XVIII веке в результате реформы Екатерины II монастырь был закрыт и упразднен, в 1852 году монастырская земля вместе с остатками церкви была продана на аукционе. Здание носит имя его первого владельца – учителя французского языка, члена Псковского археологического общества Людвига Масона. Он был владельцем этого участка земли, купив его на аукционе после упразднения Златоустовского монастыря. На этом участке он создал небольшую городскую усадьбу, выстроив жилой дом и другие хозяйственные постройки.

Но уже после смерти Л. Масона, его семья продает свою усадьбу Журавлевым, которые в 1909-1910 годах полностью перестраивают старый хозяйский дом в духе новых архитектурных веяний – в стиле модерн.

С приходом советской власти, дом был превращен в коммуналку, жильцов которой окончательно расселили в 1989 году. После этого на доме Масона начались реставрационные работы, которые растянулись практически на 20 лет. Активная реставрация началась лишь летом 2002 года в рамках подготовки к празднованиям 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи. Тогда в ходе археологических раскопок в цокольном этаже здания были обнаружены захоронения XVI-XVII веков. Исследования показали, что Масон поставил свой дом на фундаменте монастырской церкви Иоанна Златоуста, которая служила усыпальницей семьи одного из богатейших псковских купцов XVII века – Сергея Ивановича Поганкина.

Современная реставрация дома Масона завершилась в 2005 году, где в настоящее время разместились музейные коллекции Псковского музея, открытые для посетителей.

«Золотая кладовая»

В состав фонда драгоценных металлов и камней, насчитывающего более 45 000 единиц хранения и открытого для посетителей, входят светские украшения (диадемы, серьги XVIII-XX вв.), предметы быта (столовые приборы, портсигары, печати, часы), ордена и медали, мемориальные вещи (XVIII-XX вв., Россия, Западная Европа).

Часть предметов ранее не экспонировалась – это серебряное блюдо 1787 года, с которым хлебом и солью встречали псковичи Екатерину II, пуговицы боярских одежд; потир, заказанный вдовой героя войны 1812 года А. Фигнера; серебряная спичечница писателя В. Каверина и т.д.

«Знаки доблести и славы»

Коллекция «исторического» оружия Псковского музея-заповедника немногочисленна. Однако это небольшое собрание в полной мере рассказывает о своеобразии холодного и огнестрельного вооружения с древнейших времен, так как здесь и боевой топор II тысячелетия до нашей эры из черного гранита, и скифский меч VI века до н. э., коллекция распространенного в Древней Руси ударного (боевые гирьки, кистени) и холодного оружия (мечи, копья), шпаги, сабли, палаши, кремневые ружья, винтовки и пистолеты XVIII – начала XX столетия.

Военные головные уборы Пушкинского времени, эпохи Александра II и Николая II (кивера, каски), эполеты – позволяют представить также и образ защитника Родины.

Награды, которые рассказывают о географии боевых подвигов русской армии – «За победу при Прейсиш-Эйлау», «В память Отечественной войны 1812 года», «В память полного разгрома двух корпусов турецкой армии» – это еще и свидетельства уважения власти к военным заслугам своего народа.

«Хрупкая коллекция»

Фарфор и стекло – один из самых хрупких и недолговечный материалов, созданных человеком. Предметы нашей «китайской» коллекции (XVII-XIX вв.), выполненные на родине фарфора, свидетельствуют о значительном влиянии на первые европейские образцы (например, на изразцы в Голландии).

Однако изделия французских, английских мастеров, как и русский фарфор, начиная с XVIII столетия, заводов Гарднера, Батенина, Юсуповых, братьев Корниловых демонстрирует не только особое изящество форм и безупречность росписей, но и глубокое своеобразие, которое читается, в отдельно найденный деталях (например, ручки чашек в виде голов лошадок – продукция завода братьев Корниловых) и декоративных решениях.

Созданный «во славу государства Российского» Петербургский фарфоровый завод всё время своего существования полностью отвечал этой высокой задаче, соответствовал ей и после 1917 года.

Коллекция Ленинградского фарфорового завода – одна из самых полных в нашем собрании – это авторские работы А.В. Воробьевского, Н.А. Славиной, А.А. Лепорской, Н.Я. и Е.Я. Данько.

«Друг семьи - Самовар»

Один из символов русского быта и до недавнего времени неотъемлемая его часть – самовар, на Руси известен только с XVIII столетия, как и сам обычай «чаепития». С начала XIX столетия, появляется большое количество самоварных фабрик на Урале, в Туле, Москве, Петербурге.

Разные по форме – «бочонки», «дули», «шарообразные», на 10 ведер и маленькие дорожные – самовары всегда создают уют, располагают к дружеской беседе и гостеприимству, как верный и надежный друг.

«Время… Мода… Стиль…»

Шитые золотыми и серебряными нитями памятники христианской культуры XVI-XVIII веков и облачения священнослужителей составляют немногочисленную, но уникальную по времени создания и совершенству коллекцию музея.

Светские наряды, головные уборы дам и господ, давно забытые мелочи – веер, дорожные шляпные коробки, декоративные зонтики, сумочки для лорнетов вместе с народным костюмом: сарафанами, рубахами-станухами, поясами-оберегами демонстрируют причудливость моды и своеобразие стилей XIX-XX веков.

«Из наших воспоминаний и сказок…»

Фонд глиняной игрушки Псковского музея – небольшой по количеству – всего около 200 музейных предметов, но в нем хранятся замечательные работы мастеров Филимоновской, Дымковской, Дагестанской, Архангелогородской и Псковской игрушек. Разнообразие сюжетов, цветовых решений и пластических вариаций этих композиций заставляют забыть о том, что все они выполнены из одного материала – глины.

Танцующие парочки, птицы и бравые солдаты Филимоновского промысла так не похожи на многофигурные яркие композиции Дымково или на работы псковских художников И.А. Городецкой и Н.В. Смазного. Однако вместе они создают то ощущения праздника и радости, которое мы долго храним в своих воспоминаниях детства – счастливого и беззаботного. При этом детство – это еще и сказки, загадочные и нереальные персонажи, которые живут в них. Былинные герои, птицы – сирин, русалки, богатыри, лешие – герои сказок А.С. Пушкина и образы, созданные в декоративных панно псковским мастером – резчиком по дереву – Н.С. Степановым, теперь стали доступны зрителю в новом хранении.

Этот особый сказочный мир, таинственный и чудесный, сопровождает нас всю нашу жизнь. С этим миром, во многом связаны как работы художника М.Я. Коппаса, выполненные по мотивам романтико-символистской литературы Оскара Лутса (эстонский писатель, 1887-1953 гг.), так и загадочность многих персонажей В.А. Дмитриева.

Геральдический зал

В экспозиции представлены гербы Псковских уездов и цеховые знамена псковских поставщиков двора Его Императорского Величества, выполненные во второй половине XIX века неизвестными живописцами. Эти музейные предметы были отреставрированы в начале XXI столетия в институте им. И.Е. Репина, как и представленный на выставке портрет императрицы Екатерины II, по указу которой была учреждена Псковская губерния.

В соответствии с данным указом город выделялся в самостоятельную административную единицу, право которой на герб закрепило Городовое Положение 1785 года, где в 28-м пункте предписывалось «иметь герб, утвержденный рукою императорского величества, и оный герб употреблять во всех городовых делах».

Несколько раньше, 28 мая 1781 года был Высочайше утвержден герб города Пскова и Псковского наместничества: в голубом поле барс, над ним из облака выходящая рука. Этот же герб занял верхнее поле в пересеченных щитах гербов, утвержденных тем же указом для уездных городов Псковского наместничества (Луга, Гдов, Новоржев, Холм, Порхов, Остров, Опочка).
Цеховые знамена в России, как и цеховые сословия, появились в 1722 году при учреждении Петром I организации, аналогичной ремесленным цехам Западной Европы. Российская цеховая система использовалась властями с целью привлечения мастеровых людей к разного рода работам и контроля за составом ремесленников. Каждый цех состоял из ремесленников определенной специальности, имел свой свод правил и свои цеховые знамена. Если своим появлением цеховое устройство обязано Петру I, то
Екатерине II принадлежит развитие цеховых начал в стройное и целостное законодательство, касающееся всех мелочей и частностей ремесленного устройства.

В промышленной среде особо выделялись поставщики «Императорского двора Его Величества». Эти лица обладали правом употребления государственного герба на вывесках и изделиях. Условием получения звания поставщика двора Его Императорского Величества было исполнение поставок или выполнение работ для потребностей Императорского двора на протяжении восьми-десяти лет.
Цеховые знамена мастеров серебряных дел, плотников, ткачей с изображением герба Пскова на одной стороне и государственным гербом на другой, свидетельствует о наличии во второй половине XIX века высоко квалифицированных городских производств, продолжавших традиции раннего времени.

«Искусство создавать…»

Фонд изделий из металла, кости, дерева XVIII-XX веков представлен старинными часами, валдайскими колокольчиками, древними шахматами, миниатюрной костяной скульптурой.

Замечательные музейные предметы отражают изобретательность и профессионализм их создателей. Одновременно в этом фонде хранится много мемориальных предметов – печать псковского коллекционера Ф.М. Плюшкина, очки писателя В.А. Каверина, атрибуты аттракционов легендарного русского артиста цирка Н.П. Гладильщикова.

Выставка «Современные древности»

Сотрудничество музея с центром имени академика И.Э. Грабаря (Москва) началось в 50-ые годы XX века. В 1974 году Псковский музей-заповедник и Институт им. И.Е. Репина (Санкт-Петербург) заключили договор о реставрации памятников живописи. Каждая вновь открытая реставраторами псковская икона – это те «древности», которые наполнены актуальным для современного человека смыслом. Поэтому выставка получила название «Современные Древности», что отражает и выражает мировоззрение и мировосприятие русского народа уже третье тысячелетие.

Псковский музей-заповедник предоставляет псковичам уникальную возможность увидеть то, что прежде никто кроме узкого круга специалистов не видел, то, что на протяжении столетий было скрыто под многочисленными слоями последующих записей XVI–XIX веков и даже XX столетия.

Отреставрированные в XXI столетии памятники православного мира – иконы XV-XVII веков, плащаница 1552 года представлены на выставке впервые.

Одна из особенностей выставки – демонстрация новых возможностей и достижений реставрации. Благодаря прогрессу в этой сфере музей сегодня имеет возможность открывать и сохранять то, что казалось несбыточным еще в 50-60-е годы прошлого столетия.