Спас Елеазаровский

Датировка
Сер. XIV в.

«Спас Елеазаровский» является ценнейшим и одним из самых ранних образов древнерусской живописи.

Происхождение: из собора Трех Святителей Спасо-Елеазаровского монастыря под Псковом (основан в начале 1430-х), куда была перевезена из Великопустынского Спасо-Преображенского монастыря близ Пскова. По преданию, икона "явилась" в 1352 г. и почиталась чудотворной.

Иконография традиционна, относится к распространенному типу "Христос Вседержитель" (греч. Пантократор) - изображение Христа по пояс, реже - до плеч с благословляющей правой рукой и Евангелием в левой. В искусстве византийского круга находим несколько икон XII - XIV вв., иконографически близких псковскому памятнику.

Иконографический нюанс - жест благословляющей руки, повернутой ладонью от зрителя, - встречается в русских памятниках довольно редко. Ранние аналоги - византийские иконы, миниатюры и мозаики XI - XII вв.; более поздние - "Спас" из Высоцкого деисусного чина 1387 - 1395 гг. константинопольского мастера (ГТГ), "Спас" из икон-таблеток рубежа XV и XVI вв. из Софийского собора в Новгороде (Новгородский музей), икона "Спас" первой трети XVI в. из города Дмитрова (Музей имени Андрея Рублева).

В целом икона архаична, но стиль её противоречив. В ней угадывается высокий художественный образец, связанный с монументальными традициями живописи XIII столетия, однако по-своему осмысленный мастером, выразившим вкусы демократической среды.

Красный фон также может быть расценен в плане преемственности традиций XIII века, идущих от народного творчества (например, краснофонная "Богоматерь Одигитрия" конца XIII - начала XIV в.). В то же время в образе Спаса уже присутствует экспрессивное начало, неоднозначность его психологического состояния - рефлекс палеологовского искусства на местной почве.

Икона поступила в Псковский музей не ранее начала XX века. А в 1927 году была передана на реставрацию в Центральные государственные реставрационные мастерские (г. Москва). В 1928 году вернулась в Псковский губернский музей. «Спас Елеазаровский» долгие годы украшала выставку «Живопись древнего Пскова XIV-XVII вв.» в Поганкиных палатах.

В 2010 году в связи с обращением Псковской епархии и в соответствии с приказом Министерства культуры икона была передана на временное хранение в Елеазаровский монастырь. Для хранения древней святыни были созданы особые условия. Икона помещена в специальный киот, который поддерживает необходимые условия для хранения. Киот оборудован антивандальным стеклом. Специальное новейшее оборудование отслеживает состояние микроклимата в киоте и храме.

Поделиться: