Поступил в 1930 из ГРМ.
М.Ф. Барятинская, княгиня, супруга И.И. Барятинского (с 1813), рожденная графиня Келлер, дочь прусского дипломата графа Л.Х. Келлера. Сохранившееся жизнеописание говорит о ее темпераментном нраве и жестком характере. Портрет поступил в музей Александра III в 1910 из собрания О.Ф. Тредер и был отмечен в журнале «Старые годы» за март 1911 (там же и репродуцирован) знатоком усадебной культуры Н.Н. Врангелем как один из лучших «среди целого ряда интереснейших картин». «Это прекрасное произведение Боровиковского эпохи расцвета его таланта, т. е. первых годов XIX века. Портрет в прекрасной сохранности и его нельзя не заметить даже в огромном собрании произведений Боровиковского в Русском музее». В феврале 1913 «Старые годы» сообщают о том, что портрет был очищен от грязи художником-реставратором Богословским, обнаружившим в правом нижнем углу авторскую подпись: «Писалъ Владимиръ Боровиковский 1807 года». Несколько иначе дана подпись в каталоге работ, приведенном в монографии Т. Алексеевой: «писалъ вла…миръ Б…в…ский 807». В псковском портрете, поступившем из ГРМ в 1930, подпись отсутствует. Следует заметить, что Мими Келлер, второй супруге И.И. Барятинского, в 1807 было 14 лет, и была еще жива в это время первая супруга Барятинского – англичанка по происхождению Мария-Франциска Дюттон.
Созданная скульптором Б. Торвальдсоном мраморная фигура М.Ф. Барятинской (1820), находившаяся в родовом имении Марьино Курской губернии (ныне в ГМИИ), обладает, несомненно, визуальным сходством с живописным портретом Боровиковского и позволяет предложить «исправление» ошибочного прочтения реставратором даты: 1817 вместо 1807.
Поделиться: