Церковь Успения Богородицы (XV век)

В 50 километрах на восток от Пскова, на древнем псковском погосте до нашего времени сохранился уникальный памятник псковского церковного зодчества. Церковь Успения Богородицы с. Мелётово является объектом культурного наследия федерального значения.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы представляет собой уникальный архитектурный ансамбль с монументальной живописью 1465 года. Это первый и единственный памятник псковской архитектуры XV в. с сохранившимся сложным 16-тискатным покрытием четверика. Успенская церковь – яркий памятник псковской архитектурной школы периода её расцвета. Построенный и расписанный по заказу псковских посадников и бояр, памятник отражает культурные, идеологические и политические тенденции Псковской вечевой республики. Мелётовская живопись уникальна своими сюжетами, необычностью иконографической программы, манерой исполнения. Памятник имеет огромную историко-культурную, научную и художественную ценность не только для Пскова, но и для России в целом.

В Псковских летописях под 1461 годом записано: «Того же лета заложена бысть церковь камяна Оуспение святые богородица на Мелетове». Церковь была построена в 1461-1462 гг. Организаторами строительства храма выступили Псковские посадники Иаков Иванович Кротов – купеческий староста, Иоанн Захарьин сын Пучков – видный политический деятель Пскова и Зиновий Михайлович. Храмозданные надписи, расположенные на портале притвора церкви и в барабане четверика, сохранили их имена. Строители церкви не известны, но все исследователи считают, что это были псковские мастера. Первоначально церковь имела четверик и притвор.

В 1465 году по заказу все тех же псковских посадников Успенская церковь была расписана. Был украшен не только интерьер храма, но и внутренние стены притвора. Древняя живопись в интерьере представляет собой стенопись по сухой штукатурке. Предполагается, что церковь расписывала артель из 6-7 мастеров-универсалов, хорошо знакомых, помимо монументальной живописи, с техникой иконописи и книжной миниатюрой. Определенная часть сцен – небольшая по размеру, что ближе к станковому письму и книжной миниатюре.

Впервые о существовании древних фресок было упомянуто в 1876 г. Н.К. Богушевским. В 1925-1926 гг. они вновь были открыты и осмотрены К.К. Романовым. В 1933 г. началась их реставрация под руководством Е.А. Домбровской. Было раскрыто 16 фрагментов росписи в алтаре и арках дьяконника и жертвенника, укреплен фресковый грунт. Обследование убедило в наличии фресок почти во всем памятнике. В 1948-1949 гг. роспись расчищалась и укреплялась Ю.Н. Дмитриевым. В 1963 г. начались реставрационные работы под руководством старшего художника-реставратора Д.Е. Брягина. В ходе этих работ было проведено укрепление штукатурных грунтов и красочного слоя раскрытых композиций, была выполнена расчистка всех сохранившихся фрагментов древней живописи из-под известковой побелки и поздней масляной записи. К настоящему времени в интерьере памятника сохранилось около ста живописных сюжетов. Наиболее значительными и хорошо сохранившимися являются композиции: «Служба святых отцов», «Галла Милостивая и апостол Петр», «Чудо о жидовине», «Ант-скоморох», «Сретение Господне»; «Омовение ног»; «Уверение Фомы», «Перенесение Ковчега Завета», «Пророк Илия и жрецы Ваала на горе Кармил», «Видение пресвитером Евстафием Богородицы», «Положение во гроб», «Неопалимая купина». На сегодняшний день стенная роспись Успенской церкви находится в аварийном состоянии и нуждается в скорейшей реставрации. Фрески Успенской церкви в Мелетово являются выдающимся памятником русской монументальной живописи.

В 1763-1764 гг. (по офицерским описям) церковь имела каменный придел Николая Чудотворца и колокольню. Четверик, придел и колокольня были покрыты тесом, а главы церкви и придела обиты деревянной чешуей. В 1790 г. в Успенской церкви был устроен иконостас, а древняя роспись, по-видимому, в это время забелена. В 1913 г. к югу от церкви была построена новая каменная церковь во имя Святой Троицы. Приход был переведен в нее, а храм Успения заброшен. В 40-х гг. ХХ в. памятник использовался в качестве склада и хлебопекарни. В 1949 г. ПСНРПМ (Псковская специальная научно-реставрационная производственная мастерская) провела работы по консервации церкви. Но к 1957 г. памятник оказался в аварийном состоянии и к 1959 г. был разработан проект его реставрации (авторы проекта М.И. Семенов и Н.С. Рахманина). Проектом предусматривалось восстановление церкви в формах ХV-ХVI вв. В 1961 г. реставрация в основном была закончена. В 1964 г. церковь была оштукатурена и побелена.

К началу 1990-х годов инженерно-техническое состояние архитектурного памятника заметно ухудшилось, что не могло не сказаться на сохранности фресковой живописи. Новый этап реставрации начался в 1996 г., но был остановлен в 1999 г. из-за прекращения бюджетного финансирования. Небольшие по объему противоаварийные работы по укреплению грунта стенописи, выполненные в 2006 году специалистами Межобластного научно-реставрационного художественного управления (бригадир В.Д. Сарабьянов), не решили проблему. В 2017 г. специалисты признали состояние Успенской церкви как крайне аварийное. В 2018 г. ЦНРПМ (Центральные научно-реставрационные проектные мастерские) был разработан проект комплексной реставрации (архитектор Яковлев Д.Е.). А в 2019 г. начались противоаварийные работы. В настоящее время ведутся ремонтно-реставрационные работы на основном объеме храма.