Палаты у Сокольей башни (Дом Ксендза)

Дом Ксендза представляет собой небольшие двухэтажные палаты с каменным пристенным крыльцом и палаткой на северном дворовом фасаде.

Сейчас объект находится на реставрации в рамках проекта Министерства культуры Российской Федерации и Всемирного банка «Сохранение и использование культурного наследия в России».

Точная дата строительства дома не установлена, его история начинается с середины XVII века. Возможно, первыми заказчиками и владельцами были братья Котковы (?), у которых в 1675 г. братья Василий и Аксентий Пушечниковы приобрели "двор на оброчном месте" в Полониском конце в Мокролужском сте против монастыря Иоанна Златоуста. После смерти Василия единоличным владельцем стал его брат Аксентий. К началу 80-х годов Аксентий имел на дворе деревянный "хоромишко", каменный погреб и деревянный колодец.

В мае 1682 г. в Пскове случился большой пожар, в котором сгорела деревянная постройка дома Аксентия Пушечникова. В том же 1682 г. по смерти мужа владелицей стала его жена Ефросинья Степановна Пушечникова. Она начинает (или продолжает) строительство нового, уже каменного дома на месте сгоревших хором, используя оставшийся после пожара каменный погреб. Сводами были перекрыты помещения подклета по деревянным опалубкам, частично выстроены стены этажа, вперевязку с ними заложено крыльцо и выведено до верха стен.

В 1683 г. написана челобитная о желании завладеть двором псковским дворянином Екимом Рокотовым. В 1684 г. Еким Прокофьев сын Рокотов становится владельцем двора и недостроенного дома. Рокотов несколько изменяет строительное решение: сохраняя ширину, увеличивает длину дома прикладами к торцевым стенам нижнего этажа и верхний этаж строит в новых габаритах. Семья Рокотовых владела домом до 1786 г. Подполковник Матвей Евстифеев сын Рокотов продал "дом каменной с деревянным строением, что есть без остатка за 400 рублей" Якову Иконникову 19 декабря 1785 г.

В 1863 г. во владение домом вводится ксендз польского костела Витковский. Как видно на фотографии начала XX века, в это время дом имел деревянный мезонин, обшитый тесом, с треугольным фронтоном и двухскатной кровлей. На южном его фасаде было три больших окна. Во время пожара в 1944 г. мезонин и все деревянные элементы дома сгорели.

До начала реставрационных работ в 2019 г. на территории т.н. «Дома Ксендза» находился историко-этнографический центр Псковского музея «Псковский Кузнечный двор», который торжественно открылся 26 июля 2008 года, когда Псков отмечал свой 1105-й юбилей.

Главными целями открытия Кузнечного двора были возрождение кузнечных традиций и представление широкой публике современного кузнечного искусства.

Руководителем Псковского Кузнечного двора был Евгений Васильевич Вагин (04.06.1959-03.02.2018) – кузнец, художник-реставратор, позолотчик, бард, многогранная творческая натура во всех начинаниях.

Е.В. Вагин – Лауреат премии Правительства Российской Федерации «Душа России» в номинации «Народный мастер», Почётный член Российской Кузнечной Академии им. проф. А.И. Зимина, лауреат премии «Статус Медиа» в номинации «Культура», лауреат премии «Народное Признание» в номинации «Инициатива», «Народный мастер» Псковской области.

Родился Е.В. Вагин 4 июня 1959 года в городе Пскове, закончил политехнический институт, после чего обучался в ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря (г. Москва) по специальности художник-реставратор по металлу. Евгений принимал участие в реставрационно-позолотных работах на крупнейших культурно-исторических объектах России.

Художественной ковкой он занимался с 1988 года. Неоценимую поддержку и влияние на творчество Евгения Вагина, в первые годы, оказал кузнец и художник Сергей Смирнов.

Псковский Кузнечный двор Псковского музея во главе с Евгением Вагиным стал одним из центров притяжения современного кузнечного искусства. С 2011 года в Пскове проводился кузнечный фестиваль «День Скобаря». В 2013 году география его участников расширилась: на фестиваль приехали не только псковские мастера, но и кузнецы из Москвы, Подмосковья, Латвии.

После завершения реставрации в 2021 году в Доме Ксендза откроются новые экспозиции с интерактивными площадками, посвященными ремеслам и занятиям псковичей, среди которых кузнечное ремесло – основа средневековой экономики и предмет гордости псковских мастеров.