Денисов Василий Иванович

«Хорошо незабытое старое»

К 160-летию со дня рождения художника Василия Ивановича Денисова

ДЕНИСОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1862 – 1921)

«Искусство - единственное звено,

связывающее человека с тайнами мироздания»

К. Петров-Водкин

Василий Иванович Денисов был богато одаренной творческой личностью. Получив приличное музыкальное образование и достигнув значительных успехов в музыке, по окончании Варшавского музыкального института по классу валторны, он работает музыкантом в оркестре Русской частной оперы С.И. Мамонтова, затем в оркестре Русского драматического театра Ф.А. Корша. Но к тридцати годам молодой человек понимает, что его настоящим призванием является изобразительное искусство, в которое он уходит, что называется, с головой.

С 1895 он начал самостоятельно заниматься живописью, постигая секреты ремесла в частной мастерской К.А. Коровина и В.А. Серова. И уже, начиная с 1896 года, В.И. Денисов становится участником многих выставок. В 1899 учится в школе Е.К. Званцевой и А.А. Хотяинцевой. Становится экспонентом выставок «Мира искусства», в Москве (1912, 1916) и Петрограде (1915) проходят его персональные выставки. Художник работает много и продуктивно, его интересуют росписи храмов, пейзаж и декоративные панно, портрет и символико-фантастические композиции. Широко известными в первые два десятилетия XX века были и его театральные работы - он оформлял многие спектакли ведущих театров обеих российских столиц.

Как театральный художник он сотрудничает с Итальянской оперой и Оперным театром С.И. Зимина, Театром музыкальной драмы в Петербурге. Фантастические композиции Денисова в духе символизма пришлись по вкусу В. Мейерхольду и В. Комиссаржевской. В качестве театрального художника, взаимодействуя с Сергеем Дягилевым, живописец принимает участие в создании новаторских постановок рубежа эпох. По приглашению великого импресарио, Денисов выставляет свои работы на выставках русского искусства в Париже и Берлине. Являясь во многом бесстрашным первопроходцем, художник одним из первых оформляет спектакль первого советского детского театра. К сожалению, его сценография символистских и авангардных спектаклей почти не сохранилась и потому малоизвестна. После революции он продолжает работать как театральный художник и, вместе с этим, выполняет эскизы плакатов, панно в связи с проведением съездов и торжественных заседаний в Большом театре.

И, хотя Василий Денисов в своё время считался продолжателем Михаила Врубеля, к большому сожалению, имя художника сейчас, не очень известно. Странным образом, но, он на протяжении многих лет числился непрофессиональным художником, а имя Василия Денисова в списке художников, так называемого «первого ряда», не значилось. Этот мастер, обладающий острым чутьем цвета, декоративности и музыкальности образов - пока еще неразгаданный феномен русского Серебряного века, уникальная и одновременно типичная фигура искусства переломного времени. В истории с Василием Денисовым и его художественным наследием много загадочного и неожиданного.

Живописец не боялся экспериментировать, постоянно искал новое в использовании красок и грунта, вольно пробовал и испытывал неожиданные технологии: например, рискованно накладывать крахмал, замешанный на пигментах на тонкий холст вместо грунта, а затем наносить большое количество красок, прибавляя тем самым объемность и декоративность в игре светотени. Пренебрегая правилами, мастер пытался найти оригинальные решения в создании светотеневых эффектов, неустанно стараясь изыскать свою композицию. Наряду с интересными композиционными решениями - разворотом плоскости и приближение изображения к зрителю, локальной укрупненности форм, он прибавляет удивительный психологический эффект. Ставя при этом на первое место не содержание, а красочную фактуру, придуманную им в смелых фантазиях. И обретённая художником феерия красок вызывает ощущение многоцветного мозаичного полотна, прибавляя символике монументальности и декоративности, соединенных воедино.

Прекрасное знание музыки сформировали особый оригинальный взгляд художника-музыканта. Поиск гармонии и полный символизма и тайного шифра язык его произведений придаёт работам Денисова особое неповторимое звучание. В его эпических символико-фантастических полотнах можно уловить некоторые аналогии с творчеством другого музыканта и художника – М.К. Чюрлениса. Потаенные знаки, скрывающие загадочные смыслы, невероятные символы и загадки, декоративность, изысканность и тонкое чутье отличали творчество обоих мастеров.

Картина «Грехопадение» (1907), на протяжении более чем 100 летней истории картинной галереи ни разу не выставлялась в ее залах. Видимо, написанная на библейский сюжет, была чужда советскому искусству, и, так же как и полотнам этого художника в собраниях других музеев ей не уделялось должного внимания.


«Грехопадение» 1907. Псковский музей-заповедник.

В левом нижнем углу черной краской: в. Денисов. Из коллекции И.М. Воронова (Псково-Печерский монастырь) картина передана в 1975 году.

Метафора превращения — излюбленный прием символистов, на котором порок предстает в виде таинственного и лукавого чудовища, преследующего падших.

Сюжет картины трансформируется по вертикали холста: легкое звучание музыкального ритма перламутрового Рая сменяется садом кружевных изящных цветущих деревьев. Опускаясь к центру, безбрежный свет, свободно-воздушное парение цвета меняется, и изображение аккумулируется в замкнутое пространство, образованное мощным туловом змия, в центре которого условные, впитавшие перламутровое сияние райского света, спокойно отдаваясь этому потоку, изображены фигуры Адама и Евы. Пластично соединяясь в единое целое, не отторгнутые друг от друга, персонажи нежны и спокойны. Такая гармония нарушается в произведениях многих европейских и русских художников, где можно увидеть Адама и Еву, стоящих по разным сторонам, а Адам, порой, развернут к Еве спиной.

Поль Гоген. Адам и Ева
Поль Гоген. «Адам и Ева». Музей искусств Ордрупгаард, Копенгаген.

Искушение и грехопадение Евы, 1808 - Уильям Блейк - WikiArt.org
Уильям Блейк. «Искушение и грехопадение Евы». 1808
. Музей изящных искусств. Бостон

Несмотря на философию сюжета, встречаются довольно ироничные, приближенные по своей образности к примитивному восприятию изображения Адама и Евы.

Эмиль Нольде. Потерянный рай
Эмиль Нольде. «Потерянный рай». Германия. 1921. Музей Нольде и Фонд Ады и Эмиля Нольде, Neukirchen

Или герои, изображены с большой долей иронии, как в рисунке из музея Атенеум в Финляндии, где Ева «плюхнулась» на камень и жует яблоко с полно набитым ртом.


Обратив внимания на данные примеры, все же, надо признать, что художники чаще всего изображают персонажей чувственно, натурно и эротично даже нарочито сексуально, иллюстрацией данного может служить работа Ханса Бальдунга «Адам и Ева» (1531), Германия, где герои показаны столь телесно и плотски, и Адам наделен лукавым, соблазнительно зовущим взглядом, а змий настолько мал и незаметен в ветвях дерева, что появляется крамольная мысль, кто здесь больший искуситель.


Ханс Бальдунг. «Адам и Ева» (1531), Германия

Первый человек, нарушил волю Бога, что привело его из состояния блаженства и благодати в состояние страданий и лишений. Он изгнан из Рая, так как нарушил запрет Господа, вкусив от Древа познания добра и зла. Ева не смогла избежать соблазна и поддалась обольщению падшего ангела.

В картине Денисова «Грехопадение» Адам и Ева подвержены искушению, но грех еще не совершен, благодать и покой не нарушены поползновением иных субстанций, но постепенно контраст и яркость цвета усиливается, герои оказываются в замкнутом пространстве, в центре жерла, смыкающегося мощной плотью искусителя. Художник изучает философию мгновения, мгновения, перевернувшего ход событий и бытия в дальнейшем. Песочные часы уже перевернуты, и, вспоминая Булгакова, «Аннушка уже купила подсолнечное масло».

В картине «Грех», из ГТГ, герои уже были безжалостно ввергнуты в пропасть, где жаждущий победы искуситель получил желаемое. И тематически сюжет близок, скорее, к изгнанию из Рая.


«Грех» 1902. ГТГ

Придавленные нескончаемым туловом завершившего искушение коварного змия и согбенные под тяжестью свершившегося, Адам и Ева бредут вместе в неизведанное и пугающее грядущее. «Погибшие души» тоскливо и бесшумно начали вселенское неясное блуждание в неоглядном пространстве.

С появлением нового персонажа меняется живописный строй картины. Постепенно воображаемый художником мир наполняется чувством напряжения и тревоги, появляется ощущение витающего греха и ласкающей жути неопределенности. Парадоксально, но не возникает чувство страха, искуситель предстает больше лукавым, даже веселым, чем коварным. (Если сравнивать с работой из ГТГ, где грех совершен, пути назад нет и змей, исполнив задуманное, наделен чертами более зловещими, что усугубляется изображенной перевернутой головой искусителя, с открытой зловещей пастью).

На нашей картине Змий тоже изображен с открытой пастью, наполненной крупными, явно не змеиными зубами игриво держит зеленый плод с проникнувшим в сочную плоть червем познания. Зловещего персонажа очень интересно рассматривать, обнаруживаются детали, невидимые глазом ранее – ресницы, ярко горящий зеленый зрачок в крупных сиреневого цвета глазах, пристально сопровождает внимательного зрителя. Вероломный искуситель красив, хитер и опасен. Силуэт его головы приближен своим очертанием к черепу. Иногда, художники, обращаясь к теме искушения, изображали главного персонажа и смерть. Философия Memento mori не редкий подтекст данного сюжета как напоминание о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.

Картина Василия Денисова необычайно декоративна, словно сложенная из мелкой цветной мозаики. Мазки, в предполагаемой хаотичности часто положены тонкой кистью и создают иллюзию объемной фактуры раздавленных в мелкие осколки стекол. Живописный объем образует фрагментарный кобальтовый, охра и изумрудная краска. Контурный черный цвет закрученного тулова змея, кольца узора, покрывающие его кожу, производят ритм нудно и неотвратимо удушающей плавности. Мастер вообще не использует острых углов и дерзко ломаных линий, все происходит мягко, гладко и медленно, неоглядное пространство накаляется постепенно и изящно. И уже в нижнем ярусе картины художник укрупняет объем и тяжеловесность полотна.

Денисов на протяжении всего своего творчества стремился выработать свой универсальный язык, соединив цвет и музыку. Как бывший музыкант он пытается применить музыкальные категории в живописи. Подобно камертону найти единственный баланс сюжета, ритма, цвета и света, наиболее полно раскрывающий замысел и идею произведения. Тона, чутко найденные художником, вызывают определенную эмоцию: умиротворение и покой перламутрового Эдема, сменяется постепенным усилением мистической тревоги, когда зритель скользит взглядом вниз картины. Живая линия, ее удушающая, ритмичная бесконечность, неторопливая текучесть, толщина изменяет диапазон звучания. Великолепно найденный синтез цвета, формы и звука помогает мастеру, фантазируя, создавать свое произведение, используя основные художественные средства, с помощью которых символы, детали, ритмический строй придают особое звучание отображенным на холсте образам.

Ритм является одним из самых универсальных элементов творчества Денисова, даёт ощущение выразительности его живописи и настраивает на нужный лад. Надо признать, что ритм не всегда сразу заметен зрителю, мы воспринимаем его, скорее, подсознательно. Именно поэтому, глядя на ту или иную картину и даже не понимая до конца её сюжет, вы можете испытывать то, казалось бы, беспричинную радость, то тревогу, то умиротворение, то меланхолию. Именно так работает ритм в данной работе Василия Денисова.

Музыка и ритм в картине переданы последовательно закрученными формами, техникой нанесения красок, цветом и светом, повторением смысловых элементов. Живописно тонко найденный ритмичный рисунок настраивает зрителя на нужный лад, несет смысловую нагрузку и служит одним из способов характеристики персонажа. В данном случае, именно ритм разделяет элементы картины композиционно и идейно, объединяя и организуя их в единое целое. Опираясь на эти находки живописца, мы погружаемся в очень спокойную и умиротворяющую идиллию в верхнем регистре картины, где спокойный уравновешенный ритм вызывает ощущение легкого полета и парения, и плавно живописно поддерживается изящно положенными мазками. Изображение воздушных потоков райского сада, легкого звучания красочного полотна, не утяжеляющего объем. Иллюзия умиротворяющей мелодии в верхней части картины мечтательна. Плавные изгибы условно очерченных тел все еще созвучны легкому изображению перламутрового воздуха. Уходящая идиллия рая сменяется мистически тревожным объемом нижнего яруса полотна. Новые, совсем неведомые грядущие испытания подчеркивают закрученные пропорции и почти отсутствующие интервалы между фрагментами разноцветных мазков. Вместе с тем все изображение в нижней части холста умышленно укрупнено, усиленно закручено, словно веревочными жгутами «фактурных ребер» искусителя.

Роль почти отсутствующей светотени берет на себя выразительная фактура. Удушающая плавность вызывает чувство неизбежной обреченности. Мастером-символистом, четко и точно идущим по следам найденной образности, определен баланс равновесия светлых и темных тонов с гармоничным сочетанием динамики и спокойного ритма. Его картина как оригинальное музыкальное произведение сыгранное красками и кистью, в единстве верной, прочувственной автором тональности. Музыка подсказывает кисти художника некоторые закономерности, одинаково действующие в обеих сферах. Это изображение нот в цвете было для творчества художника весьма органично. Надо попробовать услышать эту музыку.

В истории с Денисовым и его художественным наследием много загадочного. На 70 лет большая часть его коллекции была потеряна для массового зрителя и профессионалов. Волею счастливого случая самая большая коллекция произведений художника хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.

В 2022 году Псковский музей-заповедник впервые представляет в экспозиции обновлённой картинной галереи произведение незаслуженно забытого художника-символиста Василия Ивановича Денисова «Грехопадение» 1907.

Художника, вызывавшего интерес современников своим мерцающими живописными полотнами, пронизанные внутренним звучанием настроения и эмоционального состояния автора. Теперь уже у зрителей XXI века появится возможность насладиться декоративностью, музыкальностью, пронизанного хищной правдой и пластической убедительностью произведение мастера.

Автор статьи: заведующая художественным отделом Алексеева О.А.