Борис Николаевич Ермолаев

В истории советского изобразительного искусства творчество Б.Н. Ермолаева стоит несколько особняком, не вписываясь в обычные параметры так называемой ленинградской школы. Художник приобрел известность прежде всего как график, но его ранние живописные работы 1930-х годов представляют особый интерес. Исполненные в яркой индивидуальной манере, сложившейся не без влияния «клеенок» грузинского художника-наивиста Нико Пиросмани, которые Ермолаев впервые увидел на выставке в Русском музее (1930), картины этого периода запечатлевают сцены новой советской действительности в стилистике традиций наивного искусства.

Псковский музей хранит десять живописных работ этого раннего периода творчества Б. Ермолаева. Они были приобретены в 1981 году непосредственно из рук самого художника. В первой половине 1930-х годов Б. Н. Ермолаев создает целую галерею портретных изображений краснофлотцев и морских командиров. «Морская тема» влечет его едва ли не с юности: Ермолаев делил учебу в художественных мастерских с работой матросом в Торговом порту. Условность пластических форм, близких примитиву, лаконизм и выверенность движений одинаковых фигур в черных бушлатах словно заданы ритмикой здания Адмиралтейства и всем строгим обликом города.

Ермолаев Б.Н. Учение краснофлотцев. 1934 г. Псковский музей-заповедник.

Живописные работы 1930-х годов камерны по своему характеру. Небольшой формат картины «На балконе» (1936) вкупе с неподвижно замершими на фоне новостроек Ленинграда фигурами сближает работу с традиционной семейной фотографией. Стремясь к непосредственности в передаче выбранного сюжета, художник сознательно пренебрегает законами академического рисунка. Герои Ермолаева – самые обычные люди, скромно существующие в новых реалиях непарадной части большого города.

Ермолаев Б.Н. На балконе. 1936 г. Псковский музей-заповедник.

Ермолаев Б.Н. Президиум.1932 г. Псковский музей-заповедник.

С 40-х годов Б.Н. Ермолаев все чаще обращается к графике, работая в технике цветной литографии. Художественный язык графики Ермолаева остается условными, но в отличие от живописи – еще более освобожденным от лишних деталей. В собрании Псковского музея хранится около двухсот графических листов мастера, рисунков и литографий, полученных уже после смерти автора, через посредничество Государственного Русского музея. Среди них автолитография «Мадонна» (1968), в которой через плавность линии и мягкость округлых форм, вписанных в замкнутое пространство, емко выражена идея безусловной любви и органической связи матери и ее дитя.

Ермолаев Б.Н. Мадонна.1968 г. Псковский музей-заповедник.

В процессе работы над литографиями, Борис Ермолаев, сохраняя чистоту взгляда на мир, присущую его раннему творчеству, вырабатывает новый живописно-пластический язык, своей изысканной линеарной пластикой сравнимый с шедеврами Анри Матисса и Амадео Модильяни.

Текст подготовила по материалам Н.И. Салтан