Наталия Сергеевна Гончарова

К 140-летию со дня рождения самой яркой «амазонки» русского авангарда Наталии Сергеевны Гончаровой

ГОНЧАРОВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА (1881–1962)

Наталия Гончарова в супрематической раскраске.

Личность, судьба и даже происхождение этой знаменитой художницы серебряного века во многих отношениях необычны. Ее отец, архитектор и математик Сергей Михайлович Гончаров был внучатым племянником Н.Н. Гончаровой, жены А.С. Пушкина.

Творческое формирование Натальи Гончаровой приходится на первое десятилетие XX века, когда она училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у известных мастеров – скульптора П.П. Трубецкого и живописца К.А. Коровина. В это же время Гончарова самостоятельно, а также через посредство художника М.Ф. Ларионова знакомилась с различными направлениями современного европейского искусства, испытывая влияние импрессионистов В. Ван-Гога и П. Гогена, экспрессионистов и др. В 1912 г. Гончарова принимает участие в скандально воспринятых обывателями футуристических прогулках с раскрашенными лицами по Москве, которые организовал Ларионов, а в 1913 г. – в съемках футуристического фильма режиссера В.П. Касьянова «Драма в кабаре №13». Участвуя в выставках московских художественных объединений, Осеннего салона в Париже, Биеннале в Венеции, она проходит последовательное увлечение «всячеством», постепенно формируя свой собственный образный язык, наиболее яркой составляющей которого стала стилистика неопримитивизма.

Редкостная творческая энергия и трудоспособность, которыми природа наделила Гончарову, позволили ей успешно работать в различных областях искусства: театрально-декорационном и прикладном искусстве, графике, станковой картине.

По приглашению С.П. Дягилева, весной 1914 г. Гончарова вместе с М.Ф. Ларионовым уехала в Париж для работы над декорациями к балету «Золотой петушок». Позднее работа по созданию сценографии спектаклей Русских сезонов была продолжена, и Гончарова в Россию больше не вернулась.

Однако с началом Первой мировой войны Гончарова ненадолго возвратилась в Россию, где ей удалось издать серию литографий «Мистические образы войны», ставшую последней значительной работой русского периода ее творчества. Четырнадцать черно-белых листов, составляющих этот альбом, резко выделялись из огромной массы изданий на тему войны. Они стали не просто попыткой создать современный лубок на патриотическую тему, но настоящими символами, потрясающими мощью и экспрессией. Война в них выступает как вселенская катастрофа. Название одного из листов, «Град обреченный», стало нарицательным, олицетворяя ужасы мировой бойни.

В 1983 г. в фонды Псковского музея-заповедника из собрания известного московского коллекционера С.Я. Фельдштейна были приобретены два листа из числа лучших в серии «Мистические ужасы войны» – «Белый Орел» и «Братская могила». В них особенно ярко отразилась одна важная особенность творчества Гончаровой: среди стилистических составляющих образно-пластического языка ее произведений важнейшими являлись формы русского народного искусства – лубок, игрушка, икона.

Наталия Гончарова в супрематической раскраске.

Невзирая на тиражность этих печатных произведений, серия оставляет ощущение рукотворного, стремительно сделанного рисунка. Вертикальный лист «Белый орел» – один из самых динамичных по композиции, строится на ритмах веерных штрихов и «всполохов». Изображенный в стремительном движении двуглавый белый орел, геральдический символ России, словно разрывает плоскость листа. Ослепительный белый цвет подобен «световому удару», напоминающему «молнии» пробелов на иконах псковской школы, и не оставляет сомнения в исходе битвы. Мысль о неизбежности Судного дня звучит подтекстом совершаемого на глазах зрителя сокрушения германского воинства в образе Черного орла.

Мистические образы войны. Братская могила.

Другой лист – «Братская могила», как и предыдущий, несмотря на небольшие размеры, создающими возможность близкого контакта со зрителем, обладает качеством монументальности. Незабываем скорбный и прекрасный лик Ангела. Широкому размаху его огромных крыльев, осеняющих поле брани, вторят руки, раскинутые в позе моления. Братская могила, заполняющая все нижнее поле листа всполохами тел, ладоней и лиц, открыта взору зрителя и может быть воспринята двояко: Смерть оборачивается Воскресением.

«Мистические образы войны» Наталии Гончаровой свидетельствуют о ее интересе к архаическим истокам примитива, творчески переработанном и эмоционально усиленном. Это было замечено еще современниками художницы. Так, критик Я. Тугенхольд писал, что она «вкладывает в свои работы много чувств и знаний, почерпнутых из древних рукописей и икон», причем «страхи Апокалипсиса роднее Гончаровой умиления русских икон».