Александр Николаевич Самохвалов

21 августа 2024 года исполняется 130 лет со дня рождения живописца и графика А.Н. Самохвалова.

Александра Николаевича Самохвалова, известнейшего русского художника XX века, ученика К.С. Петрова-Водкина, заслуженно причисляют к классикам советской эпохи. Его творческое наследие огромно и представляет интерес на различных этапах.

Александр Николаевич Самохвалов

Живя в сталинскую эпоху, А.Н. Самохвалов сумел совместить в своём творчестве стилистику модерна и символизма с идейной направленностью своего времени. Программа соцреализма был одобрена на съезде партии 1932 года и обозначила новые задачи в области искусства: создать образ идеального человека-труженика, нести в массы идеи коммунизма и укрепления государства.

Талантливый художник был оценен советский властью и имел многочисленные звания и награды, являлся Заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Диапазон его творческой деятельности был необыкновенно широк: мастер портретной и исторической картины, декоратор-прикладник и монументалист, плакатист, сценограф и книжный иллюстратор.

Цикл его живописных и графических работ стал заметной страницей отечественного искусства.

В Псковском музее хранится коллекция работ художника, состоящая из 40 произведений живописи и графики. Они поступили в музей от его дочерей А. А. и М.А. Самохваловых и вдовы М.А. Клещар-Самохваловой (Ленинград) в 1980-е и 1990-е годы.

На эскизе плаката, созданном в 1920 году, изображена работница с развёрнутым красным знаменем. Она стоит на фоне предприятия с дымящими трубами и здания в форме пирамиды с горящими окнами. На фасаде видны названия: «Кооператив» и «Столовая». Тут же ряды демонстрантов с плакатами в руках. Яркий образ воплощает свое время и свою эпоху.

А.Н. Самохвалов. Эскиз плаката. 1920 год. Псковский музей-заповедник

Из серии «Деревня «Наволок» (деревня, которая находится в Псковском районе) в нашем собрании хранится работа «Девушка в желтой кофте», созданная в 1925 году. На ярком зелено-голубом фоне изображена крупная русская девушка в яркой кофте и столь же яркими волосами, которые обрамляют ее простое свежее славянское лицо. Сочные, яркие краски передают ощущение полноты жизни и юности. На обратной стороне холста – портрет Екатерины Самохваловой, первой жены художника, написанный в 1916-1917 годах. Совсем иной женский образ предстает перед нами: изломанный, уточенный и весьма далекий от образов женщин первых лет советской эпохи.

А.Н. Самохвалов. Девушка в желтой кофте. 1925 год. Псковский музей-заповедник

А.Н. Самохвалов. Портрет Екатерины Самохваловой. 1916-1917 годы. Псковский музей-заповедник

Женщины-колонны, женщины-физкультурницы – эти образы женщин новой эпохи любил создавать Самохвалов. В книге воспоминаний «Мой творческий путь» Самохвалов пишет: «Девушка в футболке – прекрасная современница, девушка, каких не было раньше. На ней футболка. Эта одежда времени, недорого стоящая, изящно облегающая фигуру, придает девушке вид современный. Ее облик – простой и ясный. Смелый, открытый в будущее, в мечту взгляд и сброшенная в сторону копна волос придают ей черты человека – участника по-новому открывшейся, богатой новыми мотивами жизни… Я увидел такую девушку, которая могла стать символом, и написал ее». Именно такой образ запечатлен в автолитографиях Самохвалова из нашего собрания: «Девушка в футболке» и «Девушка-дискобол», созданных в 1935 году.

А.Н. Самохвалов. Девушка в футболке. 1935 год. Псковский музей-заповедник

А.Н. Самохвалов. Девушка-дискобол. 1935 год. Псковский музей-заповедник

Особое внимание привлекают его работы, созданные на Псковщине. С первыми годами колхозного строительства была связана Коммуна «Ленинский путь», организованная в апреле 1929 года в селе Богдановское Новоржевского уезда. Здесь А.Н. Самохвалов работал в 1930–1932 годах, создав серию живописных и графических работ. К числу наиболее значительных он относил «Тракторную молотьбу», которую мыслил огромной фреской, где «мелодии» отдельных фигур единым ритмом сливаются в одно полифоническое целое. Развернутая по горизонтали фризообразная композиция колоритом матовых, словно бы выжженных солнцем красок, монументальной статью фигур и в самом деле напоминает фреску. Живые конкретные впечатления впитали в себя черты «стиля эпохи». Предметом внимания художника в этой творческой командировке были просторы земли, где кипела напряженная жизнь сельхозкоммуны, портреты коммунаров.

А.Н. Самохвалов. Тракторная молотьба. 1930-32 годы. Псковский музей-заповедник

О работе «Бык Мишка» из серии «Коммуна Ленинский путь» (1930-32 годы), которая находится в экспозиции «Картинная галерея», Самохвалов вспоминал так: «… на фоне тревожно-закатного неба прикованный цепью на холме бык Мишка испускает вопль о своем одиночестве. Я написал и портрет этого мощного ассирийского быка».

А.Н. Самохвалов. Бык Мишка. 1930-32 годы. Псковский музей-заповедник

В экспозиции Картинной галереи можно увидеть небольшую работу «В коридорах Смольного» (Ил.9) 1938 года. Маленький эскиз маслом к большой одноименной картине (хранящейся в собрании Волгоградского художественного музея) сделанный рукой блестящего живописца, «по-импрессионистически» летящими движениями кисти, передал атмосферу большого шумного события. Однако в окончательном (волгоградском) варианте картина, выполненная в требуемом заказчиками ключе и увеличенная до гигантских размеров, утратила художественные достоинства.

А.Н. Самохвалов. В коридорах Смольного. 1938 год. Псковский музей-заповедник

Жизнь и творчество А.Н. Самохвалова являются счастливыми исключениями среди других художников, ведь его талант оказался востребованным своей эпохой, что позволило мастеру еще при жизни стать «живым классиком». А произведения Самохвалова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах и занимают лучшие выставочные площади.

Проценко М.В, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника