Александр Александрович Киселев
В картинной галерее Псковского музея, в той части экспозиции, которая посвящена творчеству художников-передвижников, представлена работа Александра Александровича Киселева (1838-1911), одного из крупнейших русских пейзажистов второй половины XIX века.
А.А. Киселев
Будущий художник родился в семье военного 6 (18) июня 1838 года. Казалось бы, молодому человеку была предназначена военная карьера - он учился вначале в Аракчеевском, а затем в Петербургском кадетском корпусе. Но внутренние сомнения в правильности профессионального выбора побудили его поступить в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет (1858). Вскоре стало ясно - более всего юношу интересует изобразительное искусство.
С 1862 года А. Киселев занимался в Академии Художеств: сначала как вольнослушающий, затем - постоянный ученик в пейзажном классе у С. М. Воробьева. На академических выставках работы художника были замечены и получили одобрение критики.
Однако после окончания учебного заведения Киселев оставляет живопись и уезжает в Харьков, где получает должность секретаря Земельного банка, гарантирующую стабильный доход семье. К живописи художник вернется только через несколько лет. В 1875 году он переезжает в Москву, где участвует в выставке Товарищества передвижников, становится членом Товарищества и постоянным экспонентом выставок ТПХВ (до 1911). Живописец много путешествует по Германии и Франции, посещает Италию, совершает творческие поездки на Кавказ.
Перечень тем, интересовавших художника, довольно разнообразен – от величественных видов Кавказа до тихих уголков родной природы. В летние месяцы Киселев много ездил с семьей по российским регионам и Малороссии. В дали от суеты больших городов он создавал десятки этюдов, всматриваясь в природу в разную погоду и время суток. В основе каждого его произведения – неустанная работа: натурные наблюдения, зарисовки, этюды. Работая в академической манере, художник внимателен к деталям, но его живопись лишена протокольной сухости. Напротив, в историю русского искусства Киселев вошел прежде всего как мастер «лирического» пейзажа: уже на этапе поиска мотива, художник ищет образ, созвучный своему внутреннему переживанию и изобразительными средствами стремится передать личное ощущение от увиденного.
Картина «Возвращение стада. Вечер» (1882) из собрания Псковского музея была приобретена из Ленинградского антиквариата в 1929 году. На полотне, сильно вытянутом по горизонтали, изображена панорама сельской местности. Удаляясь от зрителя в направлении деревни движется стадо коров с телятами, замыкает недружный строй босоногий мальчонка-пастушок в красной рубахе. Процессия движется по разъезженной и размытой недавним дождем дороге – в лужах отражается посветлевшее небо. Выглянуло солнце, озарив теплым светом широкие пространства полей, раскинувшиеся за деревней вплоть до самого горизонта. От деревьев и строений расползаются по земле длинные, зеленовато-сизые тени. Тончайшими касаниями кисти намечает художник все многоцветье и разнотравье, наполняющее благоуханием напитанной влагой вечерний воздух. Искусная кисть художника, оставаясь правдивой, преображает простой будничный мотив, наполняя его одухотворенностью и поэтичностью.
Вечер. Возвращение стада, 1882 г.
Текст подготовила с.н.с. художественного отдела Кушакова Н.В.