Василий Васильевич Купцов
К 125-летию со дня рождения Василия Васильевича Купцова
Проходя по залам Картинной галереи Псковского музея-заповедника и оказываясь на 1 этаже, где располагаются произведения мастеров 1 половины XX века, нельзя не обратить внимания на два ярких полотна «Текстильщица» начала 1930-х годов и «Самолёты. Аэросев» 1931 года. Обе эти картины были написаны художником Василием Васильевичем Купцовым.
Василий Васильевич Купцов
Вася Купцов родился во Пскове 13 марта 1899 года в семье сапожника. Вероятно, имея склонность к изобразительному искусству, в 1913 г. он поступает на мозаичное отделение Художественно-промышленной школы им. Н.Ф. Фан-дер-Флита. Его педагогами были молодые энергичные энтузиасты- художники С.Н. Антонов, А.Я. Брускетти-Митрохина, Н.Ф. Роот, А.И. Таран. Школу окончил с наградой и похвалой, а по ее окончании работал мастером- наставником практических работ.
Революционный переворот в стране он, как и многие другие, воспринял с надеждой на обновление жизни.
В 1921 году талантливый молодой человек уехал в Петроград по направлению, чтобы продолжить свое художественное образование. В 1922-1926 годах он учился в ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) у А.Е. Карева.
Важное значение в его жизни сыграл художник, создавший революционный «аналитический метод» в искусстве, Павел Филонов. Купцов стал его последователем и единомышленником.
Самая ранняя живописная работа Василия – это небольшой «Мужской портрет», поступивший в Псковский музей из частного московского собрания. Возможно, он является автопортретом и датируется концом 1920-х–началом 1930-х годов. С портрета на нас смотрит молодой человек с крупными чертами лица, полный сил и энергии.
В.В. Купцов «Мужской портрет». Конец 1920-х–начало 1930-х годов. Псковский музей-заповедник
К началу 1930-х годов художник достигает творческой зрелости и с гордостью именует себя «мастером-исследователем» в искусстве.
К этому периоду относятся две работы из собрания Псковского музея, которые ныне являются неотъемлемой частью Картинной галереи: «Текстильщица» начало 1930-х годов и «Самолеты. Аэросев» 1931 года.
В.В. Купцов «Текстильщица». Начало 1930-х годов. Псковский музей-заповедник
Первая работа – почти плакатный образ женщины-работницы в красной косынке. Ее голова изображена в профиль на фоне нитей ткацких станков вертикальных столбов и валиков между ними. Слева от нее почти в фас видна другая женская голова в белой косынке. От работы исходит ощущение движения, энергии, созидательной силы труда. Она написана вполне в духе своего времени.
Это, вероятно, одна из тех «ткачих», которые Купцов экспонировал на ленинградских выставках 1932-33 годов. В Псковский музей она поступила с выставки «Творческого объединения псковских художников» (Псков) в 1934 году.
Любимой темой Василия Купцова была авиация. Ощущение полета, мажорности, праздника – вот чувства, которые охватывают нас при виде картины «Самолеты. Аэросев». Легкие светлые самолетики легко парят над изумрудной расчерченной землей, на которой можно разглядеть дома, трактора, поля.
В.В. Купцов «Самолеты. Аэросев». 1931 год. Псковский музей-заповедник
Эта работа была первым обращение к теме полета, предшествующим центральному произведению творчества В.В. Купцова – «АНТ-20 Максим Горький» 1934 года (находится в собрании Русского музея). Полет этого грандиозного самолета завершился катастрофой в 1935 году, но на картине художника он навсегда остался царственным гигантом, парящем в небе.
В.В. Купцов «Дирижабль». 1933 год. Центральный музей Вооруженных сил
В Центральном музее Вооруженных сил в Москве хранится картина Купцова «Дирижабль» 1933 года. Поражающее воображение сооружение парит над городом, вызывая ужас и восхищение.
В.В. Купцов «АНТ-20 Максим Горький». 1934 год. Русский музей
Расцвет таланта мастера совпал с политическими репрессиями, направленными и на многих деятелей культуры. Травля Павла Филонова отразилась и на Купцове. В квартире художника ночью прошел обыск. Понимая, что арест неминуем, 24 октября 1935 года Василий Купцов свел счеты с жизнью.
Эта страшная трагедия была большим горем не только для близких художника, но и для его учителя Филонова.
После кончины мастера 150 его работ были перевезены из Ленинграда в родной Псков, но, увы, в годы Великой Отечественной войны, почти все работы были утрачены.
Несмотря на это, творческое наследие Василия Купцов вошло в состав лучшей части отечественного изобразительного искусства ХХ века.
А в экспозиции Картинной галерее Псковского музея работы Василия Купцова являются неизменной и постоянной ее частью.
Проценко М.В., старший научный сотрудник художественного отдела.