Антон Михайлович Легашов (Легашев)
В картинной галерее Псковского музея представлена работа художника Антона Легашова «В горах Китая». Картина датирована 1859 годом, временем, когда Китай все еще продолжал оставаться закрытой и потому малоизвестной европейцам страной. Тем, казалось бы, удивительнее рассматривать образ загадочной Поднебесной на холсте русского художника середины XIX столетия.
А.М. Легашов «В горах Китая», 1859. Псковский музей-заповедник
Возможность оказаться в Китае выпускник Академии художеств Антон Легашов получил благодаря участию в составе Русской духовной миссии в Пекине. Напомним, что российская духовная миссия была учреждена еще в 1713 году и действовала в Пекине вплоть до 1864 года. Поскольку никаких официальных дипломатических связей с Китаем не существовало, миссия играла важную роль в установлении российско-китайских отношений, а также стала первым центром по изучению Китая. Обычно в миссию входили десять-двенадцать человек, ее состав менялся один раз в десять лет. В 1830 году по рекомендации президента Императорской Академии художеств А.Н. Оленина в штат XI духовной миссии был впервые зачислен художник. Им стал А.М. Легашов, которому, как и всем миссионерам, предстояло провести в Китае положенный срок. Для художника была составлена специальная инструкция, в которой говорилось о необходимости приложить все старания к изучению секретов изготовления и употребления китайских красок, славящихся своей прочностью и яркостью.
Важная роль отводилась рисованию с натуры, при этом акцент делался на правдивость в передаче этнографических подробностей. Кроме того, художник должен был писать портреты китайской знати – прежде всего чиновников, приближенных ко двору императора, заводя таким образом полезные связи. Исследователь Е.Н. Нестерова, ссылаясь на «Художественную газету» за 1838 г. отмечает, что «слава Легашова в Пекине сравнилась со славою Тициана в Италии и, без сомнения, превзошла последнюю»[1].
По возвращении в Петербург Легашов получил орден Святого Станислава 3-й степени и пенсион. В последующие годы художник трудился в качестве учителя рисования в Петербургском технологическом институте, но в своем творчестве неоднократно обращался к созданию картин-воспоминаний, связанных с пребыванием в Китае. Одна из таких работ – картина «В горах Китая» из псковского собрания, происходящая из коллекции Ф.М. Плюшкина.
Художник изображает характерный китайский пейзаж - небо, подернутое облаками, цепи горных кряжей, бледнеющих к линии горизонта. Мягко изогнутое русло реки делит пространство первого плана на две части. В каждой запечатлен свой сюжет – сцена охоты в правой части и сцена отдыха путника (купца или чиновника?) в небольшом селении у реки в левой. Мужчина в ярко-красном одеянии, чуть склонившись, принимает от слуги чашу с водой, чтобы утолить жажду, поодаль от него другой слуга придерживает белого скакуна, готового двинуться в путь. Художник внимательно фиксирует крой одежды, специфические прически (косы), головные уборы и другие бытовые детали, тщательно прописывая их острым кончиком кисти.
Композиционный строй картины отчасти напоминает образ традиционного китайского пейзажа, с его растворяющимися горными вершинами, спокойным течением воды и точными силуэтами деревьев и растительности. Но академическая выучка, материал и техника письма, четко поставленные перед Легашовым задачи представляют пытливый европейский взгляд на китайский ландшафт с присущими для этого взгляда конкретикой и стремлением к материальной убедительности.
Столь редкие и даже экзотичные по своей тематике полотна А. Легашова стали живописными свидетельствами одной из интереснейших и плодотворных страниц жизни художника, а для современников – возможностью чуть ближе познакомиться с загадочным миром далекой азиатской страны.
Текст подготовила с.н.с. Художественного отдела Кушакова Н.В.
[1] Нестерова Е. В. Российская Духовная Миссия в Пекине и начало русско-китайских контактов в сфере изобразительного искусства (новые архивные материалы) // М.Н. Боголюбов Православие на Дальнем Востоке. Выпуск I: 275-летие Российской Духовной миссии в Китае. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/pravos... (дата обращения: 09.07.2023)