Борис Михайлович Неменский

К 100-летнему юбилею живописца, графика, педагога, Народного художника России Бориса Михайловича Неменского

Борис Неменский родился 24 декабря 1922 года в Москве. После школы учился в Московском художественном училище имени 1905 года. В 1942 году он окончил Саратовское художественное училище, был призван в армию и направлен для прохождения службы в Студию военных художников имени М.Б. Грекова.

Когда началась война художнику было всего 19 лет – совсем юноша. Он принадлежал к тому поколению призывного возраста, из которого вернулись с полей сражений немногие. Художник вспоминает, что со всего курса их осталось только двое. Неменский прошел всю Великую Отечественную войну, участвовал в боях на Одере и в штурме Берлина. Именно война стала для молодого художника школой жизни и профессиональной школой, главной темой, которая откликнулась всем последующим творчеством.


В коллекции Псковского музея хранится картина Б.М. Неменского «Отцы» (1971) – один из четырех вариантов замысла, получившего различные живописно-пластические решения в 1967–1971 годах. В музей работа поступила из мастерской автора в 1973 году. В основу сюжета легла реальная история, свидетелем которой художник стал в 1943 году под Великими Луками.В результате боев город и его окрестности были полностью разрушены, превращены в «зону пустыни». Среди руин и пепла солдаты нашли единственную оставшуюся в живых из всего населения деревни маленькую девочку Аню, всю морщинистую, как старушка, почти разучившуюся говорить… Тогда Неменский выполнил рисунок углем («Сирота из Великих Лук») и спустя много лет вновь вернулся к этой теме.

Для художника привычно работать над картиной долго, годами разрабатывая важную тему. Неменский определяет такой метод работы как «картины-раздумья» – когда через богатый натурный материал автор ищет наиболее точное выражение своей мысли, глубокого переживания.

В таких произведениях нет ничего случайного. Картина из Псковского собрания довольно велика по размеру – размер позволяет зрителю словно бы «приблизиться» к происходящему. Не случаен горизонтально вытянутый формат, дающий панораму испепеленной снарядами местности. Насколько хватает глаз – только земля, выжженная, которая долго еще не сможет родить. Совсем недавно здесь была жизнь, а теперь – только обуглившиеся остовы деревьев и пеньки, словно похоронные столбики, которые то тут, то там торчат из земли и ритмически перекликаются с винтовками солдат.


Солдаты собрались вокруг девочки и протягивают ей хлеб и кусочки сахара-рафинада – то, что нашлось в их заплечных мешках. Неменский пристально вглядывается в потемневшие, усталые лица солдат… Для каждого из них найденный ребенок – глубоко личное воспоминание о своих собственных детях, семье, доме. Взгляд этой крошечной изможденной девочки почти безучастен, но именно она смотрится ярким светлым пятном на фоне темных шинелей, как источник света и надежды.

Художник обращается к теме отцовства – довольно редкой в изобразительном искусстве, которая раскрывается широко – отец как защитник своей семьи, земли, родины. Опалена земля – опалены войной души этих людей; так же как надломлено дерево на заднем плане картины, надломлены людские судьбы... Но внутри остается еще огонек человечности, сострадания, чувство мужской ответственности за судьбу детей, матерей, Родины.

Сведены к минимуму все приметы конкретного места – бытовые детали не столь важны – взяв за основу реальное событие, художник поднимает его до уровня высокого художественного обобщения. Мысли о войне – это мысли о жизни, которые через годы находят воплощение в произведении. И, как свойственно творчеству Неменского, картина, толчком к которой стало событие 1943 года, оказалась частным выражением пока вечной проблемы…

Напомним, что в 2016 году Б.М. Неменский с супругой, теоретиком искусства, Л.А. Неменской, посетили Псковский музей с частным визитом. Автор долгое время считал этот вариант «Отцов» утерянным и через интернет узнал, что он хранится в Псковском музее.

В книге почетных гостей Псковского музея-заповедника Борис Михайлович оставил следующую запись: «Прекрасный музей, прекрасно построенная экспозиция и богатая коллекция. Трудно говорить, что интереснее. Русское искусство разных веков богато и прекрасными работами. Очень интересны работы неизвестных художников XVIII века – недооцениваем сами себя. И советское искусство, и зал Петра Оссовского – моего друга и соседа по мастерской. Было. И вторая половина двадцатого – интереснейший период русского искусства. Интересна для меня встреча с одним из вариантов своей картины «Солдаты – отцы». Я рад, что она в таком прекрасном музее. Желаю коллективу музея многих успехов и радости, чтобы вы могли нести людям эти богатства. Б. Неменский. 10 марта 2016 г.»

В 2022 году фрагмент картины «Отцы» из коллекции Псковского музея был воспроизведен на торце дома по адресу: улица Рокоссовского, 1, в рамках проекта Комитета по культуре Псковской области. Борис Михайлович Неменский дал свое согласие – он и его семья поддержали идею воспроизведения картин из музейного собрания на стенах домов. По мнению супруги художника, Ларисы Александровны, такие приемы способствуют популяризации современного искусства и привлекают дополнительное внимание к музею, где хранятся оригиналы полотен.

Текст подготовила с.н.с. Художественного отдела Кушакова Н.В.