Александр Александрович Осмеркин

К 130-летию со дня рождения Александра Александровича Осмеркина 8 декабря 1892 года

В коллекции Псковского музея-заповедника хранятся три работы живописца, графика, художника театра, педагога Александра Александровича Осмеркина. Две из них представлены в экспозиции Картинной галереи: «Натюрморт с палитрой» и «Агитбригада» (Эскиз к картине «Агитбригада ПУР на фронте»), написанные в начале 1930-х годов.

Художник родился 8 декабря 1892 года, в Елисаветграде (ныне Крапивницкий, Украина) в семье землемера Александра Павловича Осмеркина и его супруги Олимпиады Васильевны. Под впечатлением полотна Михаила Врубеля «Муза» Александр решил получить художественное образование для чего поступил в Елисаветградское земское реальное училище, где особое внимание уделял обучению у своего наставника художника-передвижника Ф. Козачинского. Продолжил свое обучение он в Рисовальной школе Общества поощрения художников (класс Николая Рериха) в Петербурге, затем в Киевском художественном училище.

В 1913 году переехал в Москву, где учился в студии Ильи Машкова, одного из основателей и участников художественного объединения «Бубновый валет» – самого крупного творческое объединения раннего авангарда, существовавшего с 1911 по 1917 год. Художники этой группы порвали с традициями реалистической живописи и выступали против идейности искусства, страсть и экспрессия были характерными образами искусств этого сообщества авангардистов. Творческая дружба с Машковым оказалось благодатной почвой для развития таланта молодого художника.

Александр Осмеркин участвовал в выставках «Бубнового валета» и очень ценил свое членство в этом ярчайшем сообществе. Себя он называл «Кровным сыном «Бубнового валета». Судьба художника с тех пор была связана с Москвой и Петроградом. В круг его знакомых входили Сергей Есенин, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов.

Он был членом и экспонентом объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Московские живописцы», ОМХ (Общество московских художников), АХХР (Ассоциация художников революционной России). Стремление художника к различным творческим сообществам объясняется взглядами художника. Он писал: «Я убежден, что в искусстве живописи все великое создано так называемыми школами (венецианцы, испанцы, голландцы и т.п.), и отдельные мастера, как Рафаэль, Тициан, Веласкес и другие высятся не как отдельные гении-одиночки, а как вобравшие в себя все усилия предшествующих».

С 1918 года мастер активно работал как педагог: заочные курсы рисования, Свободные художественные мастерские (Высшие художественно-технические мастерские) Ленинградская Академия художеств. В 1947 году А.А. Осмеркин был вынужден отказаться от активной преподавательской деятельности и участия в выставках в связи с выдвинутым против него обвинением в формализме и пропаганде западных веяний.

В своих воспоминаниях об Осмеркине художник А.А. Дейнека написал: «Его живопись так похожа на автора. Рассеянный мягкий лирик, любитель поэзии, человек абсолютного живописного слуха, артист, лишенный какого бы то, ни было делячества, самозабвенно влюбленный в искусство, для которого оно было чем-то неизмеримо большим, чем любые практические соображения, вопросы тщеславия, он прошел среди нас Дон-Кихотом в искусстве, многое ему казалось лучше, чем было на самом деле, на многое он смотрел с возвышенным восторгом».

25 июня 1953 года Александр Осмеркин работал за мольбертом, внезапно ему стало плохо. С зажатой в руке кистью художника уложили на кровать, где он вскоре тихо умер. Три работы художник из собрания нашего музея поступили от дочерей художника.

Эскиз «Агитбригада» к несохранившейся работе «Агитбригада ПУР на фронте» был написан в 1929-1930 годах. Второе название картины «Постановка Агит-ПУРа Дальневосточной армии». ПУР – Главное политическое управление Советской армии и Военно-морского флота, существовало с 1919 по 1991 год. Живописный эскиз к картине «Агиттеатр ПУРа на фронте» написан остро, шаржировано, дает представление об агитспектакле тех лет с его грубоватым гротеском и широтой размаха, превращающих в сценическую площадку улицу, площадь, весь город. Эскизы из этой серии, кроме нашего музея, хранятся в Художественно-мемориальном музее А.А. Осмеркина в городе Кропивницкий, Украина.

Агитбригада (Эскиз к картине «Агитбригада ПУРа на фронте»). 1929-1930-е годы. Псковский музей-заповедник

В 1931 году написан «Натюрморт с палитрой». На алом фоне стола изображены трубка, портсигар, желтая гитара, на которой нет струн, что придает работе некую загадочность и недосказанность, коричневая палитра, ваза с кистями, фигурка восточного божка на фоне белых деревянных рам с орнаментальными и цветными вставками. Свободная и артистичная живопись мастера в этой работе насыщенна теплыми сочными тонами.

Натюрморт с палитрой. 1931 год. Псковский музей-заповедник

Третья работа из нашего собрания, пейзаж «Излучина реки», был написан в 1937 году. Это работа из «Пушкинской серии». Написана во время поездки в Псковскую губернию. Наша работа из повторной серии, которая была связана со стремлением художника к совершенствованию и неудовлетворенностью первоначальным вариантом.

Излучина реки. (Пушкинская серия). 1937 год. Псковский музей-заповедник

Творчество художника многопланово: в разное время своего пути он писал натюрморты и портреты, неброские созерцательные пейзажи, писал историко-революционные полотна и заказные портреты передовиков. Но, чтобы не писал Александр Александрович Осмеркин, неизменным было одно, – его беззаветная преданность искусству. Художник оставил после себя интереснейшее наследие и его произведения украшают стены лучших музеев и частных коллекций.