Василий Дмитриевич Поленов
К 180-летию со дня рождения Василия Дмитриевича Поленова
Василий Дмитриевич Поленов родился 1 июня 1844 года в Санкт-Петербурге в многодетной дворянской семье.
Василий Дмитриевич Поленов
Ему было суждено стать выдающимся пейзажистом, мастером исторической и жанровой живописи, педагогом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Первым учителем живописи Поленова стал известный педагог, учитель целой плеяды выдающихся русских живописцев Павел Чистяков. Он сразу оценил дар юного ученика чувствовать красочную гармонию мира, величая его «на Вы» и поясняя: «Они – колорист». В свою очередь впоследствии сам Поленов стал учителем для выдающихся художников Исаака Левитана и Константина Коровина.
Художник неоднократно выезжал заграницу. Был на Святой земле, в Вене, Мюнхене, Венеции, Флоренции, Неаполе. Длительное время жил в Париже. Картинам Поленова присущи яркие, чистые цвета, а также нехарактерный для русской живописи 2-й половины ХIХ века избыток солнечного света и воздуха. Художник считается создателем так называемого «лирического пейзажа», «пейзажа настроения». Поленов первым в русской живописи представил пленэрный этюд как самостоятельное произведение искусства. Ему свойственны ясность и чистота красок, импрессионистский избыток света и воздуха. В Псковском собрании хранятся пейзажные работы мастера.
Среди них, «Тивериада» (1880-е гг.), небольшой пейзаж, на котором видны стены палестинского города на берегу Тивериадского озера. Она поступила в музей из Третьяковской галереи в 1932 г., куда была приобретена от автора в 1895 г.
В.Д. Поленов «Тивериада». 1880-е гг. Псковский музей-заповедник
Работа «Храм Аполлона» начала ХХ в. представляет напоенный южным солнцем пейзаж, в котором через белокаменные колонны и ветви деревьев открывается вид на высокую темную гору. Эта картина, также как все остальные работы художника из нашего собрания, поступила в музей из коллекции Архимандрита Алипия Воронова в 1975 г.
В.Д. Поленов «Храм Аполлона». Нач. XX в. Псковский музей-заповедник
На картине «Морской пейзаж с парусными лодками» 1897 г. (?) изображена Венецианская лагуна. Эта марина выполнена в тончайшей, почти акварельной технике и поражает своей светоносностью и красотой.
В.Д. Поленов «Морской пейзаж с парусными лодками». 1897 г. Псковский музей-заповедник
Портреты современников – еще одна грань таланта Поленова. «Портрет старика», написанный мастером на рубеже веков из нашего собрания – образ русского старца, «соли земли русской».
В.Д. Поленов «Портрет старика». Кон. XIX - нач. XX вв. Псковский музей-заповедник
Главной работой всей жизни Поленова стал цикл картин «Из жизни Христа» (1890-1900-е), Приступая к работе над картиной «Иисус и грешница» (“Кто из вас без греха?”)» (1887, Государственный Русский музей) Василий Дмитриевич осознал, что Иисус Христос – это настолько великая фигура, столь сильная личность, что писать картину о нем можно только после знакомства с тем миром, в котором прошла его земная жизнь.
В нашем собрании хранятся четыре работы из этого цикла.
Самая ранняя - акварельная работа «На Генисаретском озере». Замысел картины «На Тивериадском (Генисаретском) озере» возник у Василия Поленова, вероятно, во время его первого путешествия на Ближний Восток, которое он совершил в 1881-1882 годах. Воспринимая Иисуса Христа как реально жившего человека, Поленов считал, что необходимо «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности». Для воссоздания исторически правдивой обстановки, в которой происходили евангельские события, художник предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине, результатом чего явилась серия этюдов. Изображения мест, где жил и проповедовал Христос, – прежде всего, виды Генисаретского озера – играют особую роль в творчестве Поленова на евангельские темы.
В.Д. Поленов «На Генисаретском озере». 1888 г. Псковский музей-заповедник
Поленов изобразил на полотне глубоко задумавшегося одинокого путника, идущего по берегу озера, окаймленного цепью доходящих до горизонта гор. В пейзаже воплощена идеальная, вечная красота. Он наполнен такой величественной умиротворенностью, соотносящейся с сосредоточенной погруженностью в свои мысли странника, что значительность происходящего для зрителя не оставляла сомнения. Пейзаж всегда был важен в размышлениях Поленова о высшей гармонии, к которой он всегда стремился, и которая воплощалась для него в образе Иисуса Христа.
На картине «Переделы Тирские» изображено евангельское повествование о совершенном Иисусом чуде исцеления. Придя в пределы Тирские, Христос хотел остаться незамеченным, но не мог скрыть своего присутствия. Поленов не демонстрирует момент самого чуда, но показывает предшествующую ему сцену встречи Иисуса с язычницей. Как и большинство произведений Поленова, картина пронизана теплым светом.
В.Д. Поленов «Переделы Тирские». 1890-е гг. Псковский музей-заповедник
В работе «За кого меня принимают люди?» 1899 г. художник стремится передать свои ощущения, испытанные рядом с одним из мостов, пересекающих реку Иордан. Люди слушают Христа с вниманием и интересом. Трое мужчин сидят на ступенях, ведущих к каналу реки. Перед ними стоит Христос и указывает на себя, говоря о своей миссии. На картине изображена сцена разговора Иисуса со своими учениками. Он спрашивает их, за кого его почитают люди. Невольно ты понимаешь, что этот вопрос обращен к каждому из нас.
В.Д. Поленов «За кого меня принимают люди?». 1899 г. Псковский музей-заповедник
На рубеже веков создана работа «Проповедь Христа в горах». Это Нагорная проповедь Спасителя, в которой были изложены основные заповеди нового учения христианства. Согласно писанию, Иисус взошел на гору и сел на вершине, ученики же расположились вокруг, а народ – на склонах. В отличие от большинства этюдов евангельского цикла, эта работа лишена гармонической безмятежности. Смелая разработка композиции в глубину создаёт ощущение притяжения к Христу огромного количества людей. Колорит, построенный на цветовых контрастах, передаёт скрытое душевное волнение слушающих. Однако камертоном его остаётся фигура Христа в белых одеждах.
В.Д. Поленов «Проповедь Христа в горах». Кон. XIX - нач. XX вв. Псковский музей-заповедник
Значительная часть картин из евангельского цикла Поленова в тяжелое для Советской России послереволюционное время была вывезена в Америку и там распродана.Тем не менее в настоящее время известно 64 работы из этого цикла.
Светлый художник Василий Дмитриевич Поленов прожил долгую, плодотворную и насыщенную событиями и свершениями творческую жизнь. Он скончался в возрасте 83 лет и похоронен в усадьбе Поленово, в своем любимом месте, где он часто рисовал с натуры. После художника осталось множество картин и его дом, ставший музеем.
М.В. Проценко, и.о. начальника Художественного отдела