Илья Ефимович Репин

К 180-летию художника И.Е. Репина

Илья Ефимович Репин – один из крупнейших русских художников XIX столетия, признанный классик реалистической школы. Он прожил долгую и необыкновенно плодотворную творческую жизнь, оставив после себя богатейшее наследие, неисчерпаемое по многообразию тем. Юность Репина пришлась на пореформенный период 60-х годов ХIХ века, он был современником Первой мировой войны и двух революций, а, проживая с 1902 года в усадьбе Пенаты в Куоккале, в 1918 году внезапно оказался вне пределов родной страны. В последние годы, в условиях вынужденной эмиграции, художник не утратил свойственного ему глубокого интереса к окружающей жизни. В центре творчества Репина – человек. Интерес к передаче психологии образа нашел отражение как в крупноформатных сюжетных полотнах, так и в камерном портретном искусстве мастера.


Илья Репин в мастерской. Фотография И. Глыбовского

Среди четырех произведений кисти Ильи Ефимовича Репина, представленных в картинной галерее Псковского музея, особенно выразителен портрет петербургского коллекционера Николая Дмитриевича Ермакова, написанный в 1914 году. Николай Дмитриевич – полковник Генерального штаба, человек широкого кругозора и тонкого вкуса, был известен в Петербурге как владелец замечательной коллекции живописи художников-современников, в которую входил и рассматриваемый нами портрет. Репин, с которым Ермаков был в дружеских отношениях, пишет портрет в широкой экспрессивной манере, характерной для позднего периода его творчества. Николай Дмитриевич Ермаков изображен в момент серьезного разговора – внимательный взгляд его направлен в сторону невидимого собеседника, весь корпус подан вперед, кисти рук на подлокотниках кресла напряжены. Точными движениями кисти художник акцентирует важнейшие детали – красный шелковый платок в кармане светлого пиджака, наручные часы с золотым браслетом, массивный перстень на мизинце, характеризующие портретируемого как несомненного эстета и ценителя искусств. Быстрыми и уверенными мазками автор дает не только емкую характеристику своему герою, но убедительно раскрывает остроту переживаемого им момента.


И.Е.Репин «Портрет Николая Дмитриевича Ермакова». 1914 г. Псковский музей-заповедник

События революции вынудили Николая Дмитриевича Ермакова покинуть Россию и сдать коллекцию в Русский музей с условием, что, если в течение года после того, как Россия и Германия заключат мир, он не востребует ее обратно, она перейдет в собственность музея. Так и случилось – вернуться на родину Ермакову было не суждено. В 20-30-е годы часть его коллекции была распределена по региональным музеям и портрет некогда известного коллекционера оказался в Псковском собрании.

Портретный жанр занимает особое место в творческом наследии Репина. Искренний интерес к человеческой личности, стремление передать натуру человека во всей ее сложности и многогранности, умение раскрыть сущность образа – все эти качества позволяют говорить о Репине как о великом портретисте. И это положение вполне справедливо по отношению не только к классическому, но и к позднему периоду творчества художника.