Николай Константинович Рерих

К 150-летию художника Н.К. Рериха

Масштаб фигуры Николая Константиновича Рериха (1874-1947), чье 150-летие отмечается в этом году, впечатляет: художник, чьи работы хранятся в крупнейших музеях и частных коллекциях по всему миру; сценограф, оформлявший в том числе знаменитые театральные представления для «Русских сезонов», организованных Сергеем Дягилевым в Париже, философ, писатель, путешественник, археолог, педагог, общественный деятель. Именно Рерих выступил инициатором первого международного соглашения о защите культурных ценностей – «Пакта Рериха», который до Второй мировой войны являлся единственным соглашением в сфере охраны памятников, принятым частью международного сообщества. Последние тридцать лет Николай Рерих прожил за рубежом – сначала в Америке, а затем в Индии. И все это время он неустанно трудился, воплощая в своей многогранной деятельности свое понимание мироустройства, отстаивая свои идеалы.

Не все, однако, знают, что имя художника Николая Рериха связано с Псковской землей. Его мать – Мария Васильевна, происходила из купеческого рода Калашниковых, проживавших в городе Остров Псковской губернии. В 1860 году в Острове состоялась свадьба родителей Рериха, после нее молодые супруги уехали в Петербург, где у них родились четверо детей. Каждое лето семья Рерихов гостила в Острове у бабушки, Татьяны Ивановны Коркуновой-Калашниковой. Николай Рерих неоднократно посещал Псков, Изборск, Печоры, древние памятники которых помогли ему, одному из первых среди современников, в полной мере осознать значение древнерусского искусства.

В 1903-1904 гг. Рерих совершает большое путешествие по старинным русским городам. Посетив более сорока – в их числе – Псков, художник напишет около 90 этюдов. Еще одним результатом поездок художника станут публикации, посвященные теме сохранения национального культурного наследия.

На рубеже веков в условиях кризиса позитивизма и разочарования в идеалах многие художники обращаются к символизму как способу понять суть вещей через новые формы искусства. Николай Рерих был ярким представителем зрелого русского символизма. Среди вершин его творчества – так называемая пророческая серия, созданная незадолго до Первой мировой войны.

Одно из характерных произведений в этом цикле (в который входят «Вестник», «Зарево», «Дела человеческие», «Град обреченный») – картина «Крик змия» из собрания Псковского музея, начатая автором в 1913 году. Работа поступила в псковскую коллекцию в 1919 г. из Музея Академии Художеств, куда была приобретена с выставки «Мир искусства» (1915).


Н.К. Рерих «Крик змия». 1914 г. Псковский музей-заповедник

Картина написана на доске темперными красками. Среди острых высоких скал появляется фигура гигантского змия, оглашающего звенящую тишину пейзажа страшным иступленным криком.Созданный Рерихом образ фантастичен, загадочен и полон тревоги.Стремясь к напряженности, экспрессивности, художник использует чистые синие, желтые и красные цвета, звучащие в полную силу.

Рерих создает пророческую серию в предчувствии решающих событий истории. Картины этого цикла представляют собой своего рода апокалиптические видения, после появления
которых автора стали называть «величайшим интуитивистом эпохи».