Генрих Ипполитович Семирадский

К 180-летию художника Генриха Ипполитовича Семирадского

Генрих Ипполитович Семирадский родился 24 октября 1843 года в польской семье села Печенеги Харьковской губернии. Одновременно с учебой на естественном факультете Харьковского университета он получил первые художественные навыки. Чувствуя в себе призвание художника, поступил в Академию художеств в Петербурге. В период обучения молодой Семирадский много раз был отмечен медалями и поощрениями за свои успехи.


Генрих Ипполитович Семирадский

В собрании Псковского музея хранится графический эскиз «Моисей перед фараоном превращает свой жезл в змия», выполненный к месячному экзамену 27 января 1868 года, получивший высший балл и премию в 50 рублей. Кроме того, ему также была вынесена особая похвала, а работа оставлена в собрании Академии в качестве образцовой. Сюжет молодой художник взял из Ветхого завета. Моисей перед фараоном требует освобождения израильского народа и являет чудо, превращая жезл в змия.

Графический эскиз «Моисей перед фараоном превращает свой жезл в змия», Псковский музей-заповедник

Из писем художника родителям также известно, что вице-президент Академии художеств князь Г.Г. Гагарин предложил ему издать рисунок «в виде литографии или гравюры, по примеру того, как это делается за границей».

В наш музей работа поступила из музея Академии Художеств в 1930 году. В 1870 году за композицию «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу» Семирадский получил большую золотую медаль и звание классного художника, после чего как пенсионер Академии жил и работал в Италии и Германии.

В Италии в 1873 году была написана картина «Христос и грешница», которая ныне принадлежит Государственному Русскому музею.

В Картинной галерее Пскова представлено уменьшенное авторское повторение полотна. Картина из собрания нашего музея происходит из коллекции архимандрита Алипия (Воронова) настоятеля Печерского монастыря, художника и коллекционера.

«Христос и грешница», Псковский музей-заповедник

Тема была задана заказчиком картины великим князем Владимиром Александровичем, который в то время занимал должность товарища президента Академии художеств. Он предложил Семирадскому сюжет для будущего полотна и прислал художнику для ознакомления экземпляр поэмы Алексея Константиновича Толстого «Грешница», имевшей в то время большую популярность и входившей в репертуар разного рода литературных вечеров. Сюжет связан с историей о Христе и грешнице, описанной в Евангелии от Иоанна. В произведении Семирадского трактовка сюжета значительно отличается от традиционного евангельского варианта, в котором женщина, уличённая в прелюбодеянии, была насильно приведена к Христу фарисеями и книжниками; согласно законам Моисея, грешница должна была быть побита камнями.

В поэме же Толстого речь идет о молодой грешнице, которая на пиру у древних римлян слышит разговор о новом учителе, Христе. В ответ она гордо заявляет, что ее не тронут слова Мессии. Но, лишь ощутив на себе силу его взгляда, она преображается и раскаивается.

«И, чуя новое начало,
Еще страшась земных препон.
Она, колебляся, стояла…
И вдруг в тиши раздался звон
Из рук упавшего фиала…
Стесненной груди слышен стон,
Бледнеет грешница младая,
Дрожат открытые уста,
И пала ниц она, рыдая,
Перед святынею Христа»

Полотно было выполнено в Риме, где художник работал в снятой мастерской на виа Маргутта. В процессе создания «Грешницы» Семирадский активно пользовался новейшими достижениями фотографии, при этом снимки по его просьбе делал профессиональный фотограф Микель Манг. В собрании Национального музея Кракова есть фотографии натурщиков и манекенов в соответствующих позах и одеждах, которые были использованы для написания различных действующих лиц полотна, включая главных героев – Иисуса Христа и грешницу.

Манекены и натурщики

В марте 1873 года картина была доставлена в Санкт-Петербург, где была показана на Академической выставке в рафаэлевском зале.

Композиционно картина «Грешница» может быть разделена на две части. В левой части полотна изображён Христос вместе со своими последователями – все они одеты в скромные светлые одежды. В правой части – грешница-куртизанка в нарядном шёлковом одеянии с большим количеством драгоценностей; позади неё – свита весёлых и хмельных мужчин и женщин. Важными элементами композиции являются фигуры главных персонажей – Христа и грешницы, расположенные на примерно равном расстоянии от левого и правого краёв полотна. Художник изобразил на холсте тот момент, когда они пристально смотрят друг на друга, – «момент конфронтации взглядов». Испытав под взглядом Христа давно забытое ею чувство смущения, грешница выронила кубок с вином, который упал перед ней на землю. За спиной главной героини находится ещё одна женщина, взгляд которой тоже направлен на Христа. С точки зрения композиции, эта женщина и окружающие её развлекающиеся люди уравновешивают находящуюся слева группу Христа и его последователей.

В центре полотна, между левой и правой группами действующих лиц, изображена старая олива. Дерево вместе с границей, образованной его тенью, образуют V-образную конфигурацию, которая играет заметную роль в композиции полотна. В тени дерева находятся несколько развлекающихся людей, среди которых выделяется полуобнажённая женщина. Ниже неё, у основания дерева, находится скульптура крылатого «монстра» с телом льва, лицом кошки и рогами козы.

Натурщики

Искусствовед Татьяна Карпова отмечала, что в картине «Грешница» Семирадский впервые стал использовать пленэрные эффекты «в большом холсте, написанном на сюжет из далёкого прошлого», и, что в те времена «это явилось новостью для русского искусства».

Общее впечатление от картины – нарядность, праздничность, театральность в изображении сюжета.

В письме от 2 апреля Семирадский писал своим родным: «Уже два дня моя картина выставлена в залах Академии, публика, привлечённая объявлением, которое поместила Академия в газетах о прибытии моей картины, снова толчётся на выставке. Я стал сейчас предметом энтузиазма и зависти в художественном мире; мне даже в голову не приходило, что я мог произвести такое впечатление своей картиной».

Художник Павел Чистяков отмечал, что своим новым произведением «Семирадский ошеломил, да и не публику, а художников», добавляя, что «всё это радует нашего брата». Живописец Иван Крамской писал, что картина Семирадского «производит впечатление ошеломляющее, долго не можешь владеть рассудком», хотя, по его словам, «Христос с апостолами несколько мизерен». Критик Владимир Стасов под псевдонимом «O.» написал статью «Новая картина Семирадского „Грешница“», которая была опубликована в «Санкт-Петербургских ведомостях». Стасов отмечал, что картина «произвела такой фурор, какого у нас и не запомнят», и, что со времени брюлловского «Последнего дня Помпеи» в русской живописи не появлялось ничего столь великолепного. Однако при этом самому Стасову не понравились ни грешница («ничтожная и скучная по своей позе, лицу, выражению»), ни Христос («бледная, вялая фигура в белом хитоне»), ни апостолы («арабские халатники с самыми ординарными лицами и ничего не выражающими физиономиями»)

Несмотря на критику, и заказчику – великому князю Владимиру Александровичу, и конференц-секретарю Академии художеств Петру Исееву картина «Грешница» очень понравилась. За неё Семирадскому было присвоено звание академика, за ним окончательно закрепилась слава «одного из ведущих мастеров русского академизма». По совету Владимира Александровича «Грешница» была приобретена наследником цесаревичем Александром Александровичем (будущим императором Александром III) за очень большую по тем временам сумму – 10 000 рублей. Кроме этого, Владимир Александрович заказал Семирадскому повторение картины сепией для своей коллекции.

В 1873 году полотно экспонировалось на Всемирной выставке в Вене, где Семирадский получил свою первую международную награду – медаль «За искусство».

Это полотно положило начало евангельскому циклу, созданному художником.

Картина «Грешница» хранилась в Царскосельском Александровском дворце, а в 1897 году была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне – Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор.

«Христос и грешница» Семирадского пользовалась столь большой популярностью, что художник создал несколько ее вариантов.

По-видимому, повторение, которое было заказано великим князем Владимиром Александровичем, выполненное сепией на бумаге и датируемое 1873 или 1874 годом хранится в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

В собрании Новгородского государственного объединённого музея-заповедника есть вариант (предполагаемый эскиз) картины «Грешница, под названием «Христос и грешница».

Кроме этого, известно о существовании живописного этюда «Голова грешницы», который находится в частном собрании.

Ещё одно авторское повторение картины «Христос и грешница» было обнаружено в начале XXI века в частном собрании в Цюрихе.

В Псковском музее авторское повторение знаменитой картины, находящейся в Русском музее, уступает первоисточнику в размерах более чем в 2 раза, тем не менее производит необыкновенно сильное впечатление на зрителя.

После оглушительного успеха «Грешницы» карьера художника складывалась успешно.

В 1877 за полотно «Светочи христианства» он получил звание профессора, а в 1878 на Всемирной выставке в Париже «Гран при» и орден Почетного легиона. Кроме Петербургской, он был членом Берлинской, Стокгольмской, Римской, Парижской, Туринской, Флорентийской Академий Художеств.

Не взирая на критические замечания таких знатоков искусства как Стасов, публика всегда с восторгом принимала работы художника. Семирадский сумел быть верным себе во времена господства передвижничества в художественной жизни России 2 половины XIX века.

В настоящее время мы уходим от тенденциозных взглядов на «салонного художника Семирадского», как назвал его художественный критик Сергей Глаголь (Голоушев С.С.) в 1880-х годах.

Виртуозная живопись Семирадского не может не вызывать восхищение, по мнению некоторых любителей искусства, игра солнечного света на полотнах художника делают его живопись сродни творчеству французских импрессионистов.

Идейный противник искусства критического реализма, себя Генрих Ипполитович Семирадский гордо именовал «Певцом красоты».

Проценко М.В., старший научный сотрудник Художественного отдела