Константин Андреевич Сомов

Константин Андреевич Сомов – выдающийся русский художник объединения «Мир искусства». Творчество мастера проникнуто идеями символизма и духом декаданса и вместе с тем – наполнено романтикой викторианской эпохи. Его книжная и журнальная графика оказала значительное влияние на эстетику жанра начала XX века. Работы Сомова, наполненные романтикой викторианской эпохи, а портреты современников являются примером тонкого ощущения времени и понимания человеческой природы.

Художник родился 30 ноября 1869 года в Санкт-Петербурге в семье, где искусство занимало важное место. Его отец был известным искусствоведом и директором музея Эрмитаж, а мать – талантливой пианисткой. С детства Константин был окружен атмосферой творчества и эстетики, что, безусловно, повлияло на формирование его художественного вкуса.

После окончания гимназии юный Константин Андреевич поступил в Академию художеств, где обучался у Ильи Репина и Павла Чистякова. Однако академическая система обучения не удовлетворяла молодого художника, и он вскоре отправился в Париж для продолжения своего образования. Во Франции Сомов познакомился с работами импрессионистов и постимпрессионистов, что значительно расширило его художественный кругозор.

Вернувшись в Россию, Сомов стал одним из основателей объединения «Мир искусства», которое сыграло важную роль в развитии русского модерна. Художник активно участвовал в выставках и изданиях, связанных с деятельностью объединением. Его работы отличались изысканностью и утонченностью, сочетая в себе элементы классицизма и романтизма.

Однако в художнике таились и выходили наружу, поочередно сменяя друг друга, противоречивые и вместе с тем загадочные стороны его многогранной личности. Одна из них академическо-реалистическая, именно в такой манере написаны портреты, они исполнены с высоким профессионализмом, мягкой светотеневой моделировкой, спокойным и магнетически притягивающим является общий колорит работ. Его портреты отличаются глубиной, вдумчивостью в передаче образа, особенному вниманию к деталям. Таковы портреты поэтов В. И. Иванова (1906), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и многих других современников художника.

Портреты поэтов В. И. Иванова и А. А. Блока из собрания Государственной Третьяковской галереи

Еще одна большая тема мастера – это фантазийные миры карнавалов, маскарадов, театров викторианской эпохи и кулуарных сюжетов. Он любил изображать аристократические балы, прогулки в парках, сцены из жизни дворянства. В своих картинах мастер часто обращался к теме прошлого, создавая образы XVIII-XIX веков. Константин Сомов, как и все художники «Мира искусства» обожает прописывать мельчайшие детали, которые только приоткрывают завесу тайн происходящих на полтнах.

Картины «Язычок Коломбины (Карнавал)», «Осмеянный поцелуй», «Фейерверк» из собрания Русского музея

Современник художника историк искусства, художественный критик и коллекционер Павел Эттингер пишет: «…следует подчеркнуть преобладание декоративной стилизации в произведениях Сомова, его постоянное тяготение к пикантной игре и лукавой иронии..»[1]

Действительно при изображении карнавала в парках викторианской эпохи, художник затягивает нас в поиск сюжетной линии, заставляет ловить неловкие моменты во взаимоотношениях персонажей, как будто зритель оказывается на месте подглядывающего. Эти произведения наполнены атмосферой таинственности, запретности, глубокой чувственности, что делает их особенно привлекательными для зрителей.

Графика художника лучше всего демонстрирует его тонкое мастерство рисовальщика. Хотя Сомов больше известен как живописец, его графические работы демонстрируют ту же изысканность и внимание к деталям, что и его картины. В фондах Псковского музея-заповедника хранятся несколько графических работ художника в том числе «портрет М.Д. Михайловой». Изображенная на листе Мария Дмитриевна являлась родственницей Константина Андреевича со стороны мужа его любимой сестры Анны Андреевны. [2] Работа демонстрирует виртуозность техники, лаконизм композиции и тонкость передачи образа портретируемой. Карандашный рисунок отличается точностью линий и тонкостью штриховки. Однако художник был крайне критичен ко многим своим произведением и именно «Портрет М. Д. Михайловой» (1894) сохранил на себе следы разрыва бумаги, так как требовательный мастер был не доволен изображением. Но по счастливому стечению обстоятельств работа была отреставрирована племянником Константина Сомова Евгением Михайловым, который в 1973 году передал работу Псковскому музею-заповеднику.[3]

Еще две работы Константина Сомова из собрания Псковского музея-заповедника «А.А. Сомова в саду» (1892) и «Куст шиповника» (1896), выполненные акварелью, иллюстрируют мастерство художника в данной технике. В своих акварелях Константин Сомов использовал мягкие, приглушенные цвета, создавая ощущение уюта и тепла. Его работы часто содержат пастельные оттенки розового, голубого, зеленого и золотистого цветов, что придает им особую нежность и романтичность. Техника акварельной живописи Сомова отличается легкостью и прозрачностью. Он мастерски владел этим материалом, создавая тонкие переходы оттенков и играя с текстурой бумаги.

Творческое наследие Константина Сомова огромно. Он оставил после себя множество рисунков, эскизов, иллюстраций, фарфоровых изделий, писем и дневников, которые продолжают изучать современные искусствоведы. Неоднозначность его творческого метода, таинственность и чувственность и вместе с тем лёгкость его художественных образов притягивают и не оставляют равнодушным. Константин Андреевич Сомов – один из самых ярких представителей русской живописи начала XX века. Его творчество продолжает интересовать, вдохновлять художников и любителей искусства по всему миру.



[1] Письма. Дневники. Суждения современников [Текст] / Вступ. статья, сост., примеч. и летопись жизни и творчества К.А. Сомова Ю.Н. Подкопаевой и А.Н. Свешниковой. - Москва : Искусство, 1979. - 624 с.

[2] Русское изобразительное искусство XVIII - начала XX века : из собрания Псковского музея-заповедника : альбом-каталог / Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник" ; авторы-составители: Р. Н. Антипова [и др.]. - Москва : Северный паломник : Вифания, 2022. – 320 с.

[3] Русское изобразительное искусство XVIII - начала XX века : из собрания Псковского музея-заповедника : альбом-каталог / Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник" ; авторы-составители: Р. Н. Антипова [и др.]. - Москва : Северный паломник : Вифания, 2022. – 320 с.