Василий Иванович Суриков
К 175-летию со дня рождения великого русского художника, мастера исторического полотна Василия Ивановича Сурикова
Портрет В.И. Сурикова
24 января 2023 года исполняется 175 лет со дня рождения великого русского художника, мастера исторического полотна Василия Ивановича Сурикова. Василий Суриков, бесспорно, самый известный живописец исторических полотен в русской живописи второй половины XIX века. Потомственный казак, сибиряк, Суриков родился в 1848 году в Красноярске в семье коллежского секретаря. В 1858 году поступил в уездное училище, где получил первые уроки рисования. После окончания училища Суриков устроился в Енисейское общее губернское управление в качестве канцелярского писца – после смерти отца семья нуждалась в деньгах. Возможно, в истории русского изобразительного искусства не появилось бы имени Василия Сурикова, если бы не случай: рисунки юноши увидел енисейский губернатор Павел Замятин. Он свел начинающего художника с меценатом Петром Кузнецовым, который назначил Сурикову стипендию для обучения в Академии художеств.
В Петербурге Василий Суриков несколько месяцев занимался в школе Общества поощрения художников и в августе 1869 года был принят в Академию вольнослушателем, а через год зачислен в класс к знаменитому педагогу Павлу Чистякову. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали.
Спустя два года после окончания Академии, художник переезжает в Москву, где довольно быстро находит главную тему своего творчества - сюжеты русской истории. В 1881 году он принимает участие в IX Передвижной выставке с картиной «Утро стрелецкой казни», сразу заявив о себе как о ярком неординарном историческом живописце. Суриков становится членом Товарищества передвижников, однако, на протяжении всего своего творческого пути, по сути, остается художником вне всяких направлений и кружков.
Художник и критик А. Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» (1902) называл Сурикова «гениальным ясновидцем прошлого», способным через живопись «…установить очаровательную, желанную связь между отрывочным нынешним и вечным, но забытым прошлым». Обращаясь к сюжетам отечественной истории, Суриков скрупулезно изучал предметный мир интересовавшей его эпохи, искал типажи главных героев и композицию будущего произведения. «Все увидеть, перечувствовать самому, ко всему прикоснуться, что хочешь писать» – не раз говорил художник, и эти слова стали его творческим принципом. Однако, работая над историческими картинами, Суриков мог иногда отступать от протокольной достоверности, допуская подчас некоторые исторические неточности, поскольку главным для художника была правда художественная, передача «духа времени», стремление раскрыть величественный смысл русской истории. «Если только сам дух времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать», – говорил художник.
Творчество Василия Сурикова представлено в Псковской картинной галерее двумя небольшими этюдами. Один из них – «Сибирский пейзаж» (1890-е), вероятно, был выполнен в период поиска натурного материала к картине «Покорение Сибири Ермаком» (1895). Картина была задумана в 1890 году, и художник начал большую предварительную работу: верхом на лошади, пешком, на лодке, на перекладных Суриков проделал более четырех тысяч километров по родному сибирскому краю, тщательно изучал материальную культуру, написал более трехсот живописных этюдов, не считая карандашных рисунков. Этюд из псковского собрания – лишь один из многочисленных плодов упорства, трудолюбия и требовательности к себе. Решенный в холодной серо-зеленой гамме, он запечатлевает с натуры мощь и неприступность суровой сибирской природы – места действия решающего сражения русского отряда под руководством Ермака с войском сибирского хана Кучума.
В.И. Суриков. «Сибирский пейзаж». 1890-е.
В середине 1890-х годов Суриков начинает работу над полотном «Переход Суворова через Альпы» (1899), раскрывающим мужество и отвагу русской армии. Переход российского войска через швейцарские Альпы был беспрецедентным, но у полководца Александра Суворова не было другого выхода: Россия должна была выполнить союзнические обязательства перед Австрией в войне против Франции.
В.И. Суриков. «Переход Суворова через Альпы». 1899.
Суриков работал над картиной около четырех лет. Верный своему принципу всегда работать с натуры, Василий Иванович выехал на этюды в Швейцарию и даже сам проходил небольшие перевалы в Альпах и пробовал скатываться со снежных склонов, чтобы понять то, что испытывали участники перехода.
Изобразив российское войско в едином порыве – стремлении идти вперёд, автор мастерски передал атмосферу происходящего через разнообразие мимики, жестов и поз спускающихся по заледенелым скалам людей. Картина предварялась многочисленными рисунками и этюдами своих современников, к числу которых принадлежит и подписной «Этюд солдата» (1898) из псковской коллекции. На белом фоне загрунтованного холста дано погрудное изображение солдата в треуголке. Голова его опущена, взгляд устремлен вниз, губы, обрамленные рыжими усами поджаты, и только складка между бровей выдает некоторую тревогу на почти бесстрастном и сосредоточенном лице. В будущей картине художник проработает черты каждого персонажа, стараясь зафиксировать различные человеческие эмоции участников легендарного перехода.
В.И. Суриков. «Этюд солдата». 1898.
Этюды художника, написанные смелыми красками в грубоватой для академического вкуса манере, тем не менее, были жизненными и убедительными. Они становились основой для будущих произведений, сила которых заключалась не столько в исторической правде и археологических подробностях, сколько в умении автора «проникнуть» вглубь истории, почувствовать внутреннюю ее правду и живописными средствами выразить на холсте самый дух времени.
Текст подготовила с.н.с. Художественного отдела Кушакова Н.В.