Лидии Яковлевны Тимошенко

18 сентября 1903 в Санкт-Петербурге в семье инженера Якова Николаевича Тимошенко и домохозяйки Аполлинарии Петровны Тимошенко родилась Лидия Яковлевна Тимошенко, в будущем советский живописец, график, иллюстратор, литограф, член Союза художников СССР.

В Псковском музее-заповеднике хранится 72 работы художницы. Они были переданы в музей ее сыном Кибриком Александром Евгеньевичем в 1980-е годы.

Самой ранней работой в нашем собрании является ее автопортрет. В «Автопортрете» Лидии Тимошенко, написанном в 1925-1928 годах мы видим привлекающий своеобразным психологизмом и романтичностью образ, сосредоточенное лицо девушки в светлой блузе, который слагается из разноцветной мозаики мазков, передающих состояние души и одновременно несущее в себе отблески тревог и надежд своего времени. Благодаря высокому уровню исполнения, автопортрет стал неотъемлемой частью постоянной экспозиции Картинной галереи.

Автопортрет. 1925-1928 гг. Псковский музей-заповедник

Расцвет творчества Тимошенко пришелся на середину 1930-х. В это время сформировался ее образный язык, собственная живописная и графическая манера. Большинство работ этого периода посвящены теме детства и юношества, на них запечатлены пионеры, подростки, проводящие время на спортивных площадках, загорающие и купающиеся на пляже, танцующие, собирающие плоды. Во многом именно выразительные образы Тимошенко сформировали современное представление об эпохе 1930-х. Не случайно ее работы экспонировались на выставке «Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи» в 1994 Дюссельдорфе и Бремене.

В нашем собрании к этому периоду относятся две живописные работы. Первая - «Дети на пляже» 1934 г. живая зарисовка, изображающая приятелей мальчишек на берегу водоема теплым летним днем. Вторая работа «Под яблоней»1938 г. изображает девочек подростков, которые тянут руки вверх к ветвям яблони, за ними виднеются фигуры их подруг в этом «райском» саду. Последняя из перечисленных работ является вторым вариантом. Первый же, написанный в том же году, хранится в Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.


Дети на пляже. 1934 г. Псковский музей-заповедник

Под яблоней.1938 г. Костромской музей-заповедник

Под яблоней. 1938 г. Псковский музей-заповедник

Самое известное произведение Тимошенко, посвященное теме детства, «Катюша».

Лидия Яковлевна создала этюд с изображением девочки Кати, которую приютила и воспитала ее мама Аполлинария Петровна. На основе этого этюда была создана цветная литография «Катюша» 1940 г., которая хранится в Русском музее.

Катюша. 1940 г. Русский музей

Эта работа, наполненная цветом и солнцем, поразила современников своей живописной свободой. Было множество восторженных откликов от знакомых и незнакомых людей. Николай Васильевич Кузьмин, известный московский художник, с которым Лидия Яковлевна лично не была знакома, писал ей: «...она [«Катюша»] будет сверкать, как луч солнца, как частица горячего летнего дня. В зимний серый день! ... Мне хочется сказать Вам, что Ваше творчество является для меня большим очарованием, и созданные Вами образы именно теми, о которых я всегда мечтал, которые хотелось видеть, но которых я не находил в творчестве других художников».


Графические работы с образом «Катюши» создавались вплоть до конца 1950-х годов и хранятся в разных музеях нашей страны. . .

К 1957 году относится цветная автолитография «Катюша», которая хранится в нашем музее. (ил. 6). Это радостное и солнечное произведение, созданное художницей с большим мастерством и чувством.

Катюша. 1957 г. Псковский музей-заповедник

К теме детства Лидия Яковлевна возвращалась и в более поздние годы.

Большое место в творчестве Тимошенко заняло иллюстрирование романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Она очень любила и ценила это произведение. В 1949 г. написала такие строки: «Евгений Онегин» — это больше, чем Пушкин с няней, потому что здесь его сердце и душа и его главная идея о жизни».

Известный искусствовед А.Д. Чегодаев писал об этой работе художника: «В послевоенные годы она дважды обращалась к одной и той же книжной, иллюстративной работе, создав две совсем разных серии иллюстраций к «Евгению Онегину» Пушкина. Первая была выполнена маслом в начале послевоенного периода…».

В нашем собрании хранится 11 живописных иллюстрации, созданных в 1950-1955 годах. Это эффектные, яркие, романтические работы.

Пушкин и Онегин на берегу Невы. 1953 г. Псковский музей-заповедник


Бал у Лариных, Псковский музей-заповедник

Панорама зимнего Петербурга, Псковский музей-заповедник

В 2019 г. издательством «Речь» (Санкт-Петербург-Москва) был издан роман «Евгений Онегин» с использованием иллюстраций Л. Тимошенко из собрания Псковского музея. Альбомный размер издания, прекрасные фотографии представили иллюстративное творчество художницы во всем блеске.

Во второй раз художник вернулась к роману Пушкина— в 60-е годы, в цветной литографии. В нашем собрании хранится 52 литографии, посвященные теме иллюстрирования романа. Некоторые листы получились очень сильными и значительными, например, «Татьяна. Профиль», «Сон Татьяны». Работа Л.Я. Тимошенко, серьезная и полная глубокого чувства к Пушкину, заслуживает и уважения, и внимания.

Татьяна. Профиль. 1960-е. Псковский музей-заповедник


Сон Татьяны. 1960-е. Псковский музей-заповедник

Другие грани творчества художницы в нашем собрании представлены тонким лирическим натюрмортом «Ландыши» 1957 г. и прекрасным в своей творческой свободе и ярком колористическом решением пейзажем «Дождь. Шоссе» 1958 г.

Ландыши. 1957 г. Псковский музей-заповедник

Дождь. Шоссе. 1958 г. Псковский музей-заповедник

В 1981 г. в Псковском музее-заповеднике прошла персональная выставка художницы, став событием в жизни музея и города.

Творчество Лилии Тимошенко было по достоинству оценено при ее жизни, сделав ее одним из ведущих мастеров СССР. И, в настоящее время свет и нежность ее произведений радуют нас и не оставляют равнодушными.

Автор статьи: старший научный сотрудник Художественного отдела Псковского музея-заповедника Проценко Мария Владимировна