Александр Иванович Вахрамеев

Один из самых ярких художников первой половины ХХ века, Александр Иванович Вахрамеев, родился 11 марта 1874 года в Сольвычегодске Вологодской губернии в семье деревенского священника.

Александр Иванович Вахрамеев

Уступая желанию отца, он прошел курс обучения в Архангельской семинарии, которую окончил в 1894 году. Имея склонность к изобразительному искусству, уже через год, начал учиться в рисовальной школе княгини М.К. Тенишевой у И.Е. Репина. Через год Александр Иванович поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, которое окончил в 1904 г. Еще будучи студентом, он стал постоянным участником академических выставок.

В 1906 г. Вахрамеев переехал в Пензу, где преподавал в художественном училище им. К.А. Савицкого. Вернувшись в 1910 г. в Петербург, писал картины, наполненные революционной тематикой. В 1920-е гг. участвовал в выставке Ассоциации художников революционной России. С 1921 г. Вахрамеев становится профессором Академии художеств.

В Псковском музее хранится коллекция работ его работ, включающая в себя 24 произведения живописи и графики, представляющих основные линии творческого пути мастера, в которых отразился «нерв» переломной эпохи.

Половина работ в коллекции, относится к дореволюционному периоду в творчестве художника. Особо можно выделить женский портрет дамы в черном, написанный в 1912 г. Благодаря тонкому большеглазому лицу хорошо узнается любимая модель художника Тата (Татьяна Александровна Трофимова). С ней художник познакомился в Пензе, когда он преподавал в художественном училище. Как пишет об изображенной исследовательница творчества художника В. Кобец: «…мятущаяся, переменчивая, гибкая, пышноволосая, большеглазая барышня, упорно ищущая света, счастья и правды… Одно время она была курсисткой, затем пыталась учиться пению, потом просто жила, переживая душевные кризисы, неуспокоение и смятение»

А.И. Вахрамеев «Женский портрет дамы в черном», 1912, Псковский музей-заповедник

Другие значимые работы этого периода основаны на впечатлениях от северных городов. Во время поездки по этим местам в 1914-1917 годах было выполнено около 200 этюдов и рисунков. В Псковском музее хранится 6 произведений северного цикла.

Пронизан лирикой «Северный этюд» 1914 г., где на фоне серебристой реки стоят три юные крестьянские девушки. Их образы бесхитростны и просты подобно народной песне.

А.И. Вахрамеев «Северный этюд», 1914, Псковский музей-заповедник

Революция стала временем расцвета таланта художника. В это время он создает свою главную серию- «Типы и сцены». В нашем музее хранится 9 работ из этой серии.

Самая ранняя из них – «Жгут орлов» 1917 г. Это эскиз к картине, хранящейся в Русском музее. Сюжет - февральская революция. У Аничкова моста рядом с дворцом Белосельских-Белозерских в Петрограде сжигают царские портреты, гербы, манифесты. Недобрые, выхваченные светом от костра лица, сжигаемые в том же костре регалии «старого мира» создают ощущение фантасмагории, шабаша.

А.И. Вахрамеев «Жгут орлов», 1917, Псковский музей-заповедник

К 1920 г. относится графическая работа «Танцы в Морском училище». В огромном парадном зале Морского училища в Петрограде, с прекрасными паркетными полами, рядом высоких окон и скульптурой Петра I, танцует пестрая толпа. Яркие, гротескно трактованные типажи энергично движущихся людей создают у зрителя ощущение личного присутствия. Мелькание матросок, кепок, «модных» платьев, башмаков вызывает ассоциации со звучанием разудалого фокстрота.

А.И. Вахрамеев «Танцы в Морском училище», 1920, Псковский музей-заповедник

Другая яркая работа этого цикла носит название «Прикуривает у служащей» 1921 г. Картина эпохи НЭПа (Новой экономической политики), которая в литературе нашла отражение у Михаила Зощенко, предлагает нашему вниманию забавную сценку, где маленькие невзрачный солдатик с большой винтовкой прикуривает у пышной нарядной «служащей».

А.И. Вахрамеев «Прикуривает у служащей», 1920, Псковский музей-заповедник

К той же серии относится рисунок «Переход через Неву» 1921 г., на котором изображен мрачный сырой зимний питерский день и тропа по льду Невы с одного берега на другой, по которой взад и вперед идут люди. На первом плане вышагивает длинный красноармеец в полушубке, меряющий шагами длинных ног ледяной покров Невы. Живая зарисовка создает здесь эффект присутствия.

А.И. Вахрамеев «Переход через Неву», 1921, Псковский музей-заповедник

Документальными свойствами обладают две графические работы: рисунок «На толкучке» 1918 г., где неуклюжие и очень убедительные в своей достоверности солдаты в шинелях и грубых сапогах, торгуют неким товаром. С тем же названием был создан рисунок в 1919 г., на котором мы видим комическую фигуру молодого унылого солдата, торгующего «трофеями»: фарфоровой вазой, папкой для документов и ночным горшком.

А.И. Вахрамеев «На толкучке», 1918, Псковский музей-заповедник

А.И. Вахрамеев «На толкучке», 1919, Псковский музей-заповедник

Третья работа той же тематики называется «Два спекулянта»: два колоритных разухабистых мужичка в военной форме набивают карманы ассигнациями на фоне торгующих сограждан.

А.И. Вахрамеев «Два спекулянта», 1919, Псковский музей-заповедник

В работах этого цикла Вахрамеев особенно остро смог передать сплетение чувств комического и горького. «Типы и сцены» создавались в тяжелейших условиях полуголодной жизни, в холодном неотапливаемом городе и были завершены уже больным художником к 1923 году.

Серия включает в себя около 140 работ и разбросана по разным собраниям. Создаваемая мастером по зову души, она стала неопровержимым документом эпохи и выдающимся художественным явлением.

К 1920-м годам относятся четыре графических портрета. Среди них отметим Портрет художника С. Дудина 1920 г., в котором запечатлен характерный образ русского интеллигента и Портрет девочки 1920 г. с нежным лицом в облаке легких вьющихся волос.

А.И. Вахрамеев «Портрет С. Дудина», 1920, Псковский музей-заповедник

А.И. Вахрамеев «Портрет девочки», 1920, Псковский музей-заповедник

А.И. Вахрамеев прожил недолгую жизнь – всего 52 года. Однако, яркий своеобразный талант этого замечательного живописца и рисовальщика дает право назвать его одним из самых выдающихся художников первой половины ХХ века. А прекрасная коллекция его произведений из собрания Псковского музея-заповедника дает нам возможность увидеть все грани его творчества.

Проценко М.В, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника