Прасковья Ивановна Важнова

К 120-летию художницы П.И. Важновой (1904–1979)

Фигура художницы, о которой пойдет речь, во многом загадочна, ее имя и творчество не столь широко известны, а история жизни, которая пришлась на непростой ХХ век с его трагедиями, сломами и перипетиями, содержит немало белых пятен. Так, даже дата ее смерти в разных источниках дается по-разному (1978, 1979 или 1980-й), а судить о том, как она выглядела, можно только по сохранившимся автопортретам. Между тем, перед нами автор, чей творческий метод, основанный на крепком образовании (общий курс Академии художеств (1822-24), Ленинградский художественно-промышленный техникум по отделению графики (1924–28)) сформировался под влиянием одного из крупнейших мастеров русского изобразительного искусства ХХ века П.Н. Филонова. Прасковья Ивановна Важнова – яркая представительница филоновской школы (группы «Мастеров аналитического искусства» (МАИ)).

Напомним, группа МАИ объединяла широкий круг учеников и последователей принципов «аналитического искусства» П. Филонова. Художник создал свой собственный метод – он уподоблял создание картины органическом росту по принципу «от части к целому». Процесс работы состоял из единичных кратких касаний поверхности листа остро заточенным карандашом или кистью («точек»), посредством которых произведение наполнялось «живым» светом и передавало «нервное аналитическое напряжение», идущее от ума и сердца художника. По Филонову, результат творчества («сделанная» вещь), что бы она ни изображала, есть фиксация процесса мышления автора, иначе говоря, внутренних изменений, происходящих в мастере. Однако авангардное искусство Филонова вскоре оказалось под запретом – в советской России оно было объявлено «непонятным рабочим массам», а следовательно, не нужным.

Но Прасковья Важнова в течение своей жизни сохраняла верность принципам филоновской школы. Это оказалось возможным, поскольку ее основная деятельность была связана с декоративно-прикладным искусством – в послевоенные годы она работала в артели «Трибуна» художницей по тканям. Станковое творчество, прежде всего рисунки и акварели, стало для Важновой глубоко личным процессом, которому она посвящала свое свободное время. Художница не участвовала в выставках, работала «в стол», поэтому не подвергалась оценкам выставкомов и была свободна в выборе творческого метода. Количественно ее наследие не велико и в основном представлено в частных собраниях.

Волею обстоятельств, Псковский музей обладает двумя живописными и несколькими графическими работами художницы. Одно из произведений «Автопортрет (Трактористка)» (1930) представлено в экспозиции картинной галереи.


Автопортрет (Трактористка). Прасковья Важнова. 1930. Псковский музей-заповедник

Не смотря на название, композиционным центром работы является огромный темно-синий трактор, «выезжающий» на передний план картины. Машиной управляет женщина-трактористка (Прасковья Важнова). Рука, удерживающая руль плотно сжатыми пальцами, выведена на первый план, оплечная же фигура дана на ощутимом отдалении. Не прослеживается ли в этом акценте на действии мысль о неотделимости образа новый советской женщины от того важного дела, которым она занимается?

Пространство картины не однородно, многочастно и по структуре напоминает житийную икону с клеймами, но не упорядоченными вокруг основного изображения, а накладывающимися на него, или им перекрывающиеся. Так, в правом верхнем углу крупным планом Прасковья Важнова пишет свое лицо со сосредоточенным выражением без улыбки. Ниже, в другом «клейме», изображен фрагмент сельского пейзажа с деревянными домиками. В левом нижнем углу еще одно «клеймо», в котором лицо написано в том же ракурсе еще раз, только теперь шея и плечи изображены полностью, а губ касается едва заметная улыбка.

Преодолевая на холсте законы времени и пространства, художница подобно исследователю, увеличивает свое лицо несколько раз, будто смотрится в несколько зеркал, дающих разную оптику. С одной стороны, это попытка художницы вглядеться через себя в образ женщины своего времени, рассмотреть новую роль женщины в молодом формирующемся обществе. С другой, следуя заветам своего учителя, стремление автора через тщательную работу «точкой» проникнуть в суть вещей и за внешней формой выявить внутреннее содержание - за образом независимой труженицы-трактористки рассмотреть женственное начало, прекрасное не только в своей силе, но и в своей уязвимости.