Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

К 145-летию художника К.С. Петрова-Водкина

В 1878 году в маленьком городке Хвалынске, что расположился на правом берегу Волги у подножия живописных холмов, в семье сапожника родился мальчик, которому предстояло стать одним из ведущих русских художников последующего столетия.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – одна из ключевых фигур в культуре 1920–30-х годов: живописец, литератор, теоретик искусства, педагог. Первые художественные впечатления были получены им еще в детстве в иконописной мастерской. Благодаря знакомству с архитектором из Петербурга Р. Ф. Мельцером и финансовой поддержке мецената Ю. И. Казариной, талантливый юноша поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге (1895–1897), а затем продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В Москве Петров-Водкин познакомился с творчеством художников-символистов, и с тех пор стремление выразить на холсте свое миропонимание, раскрыть духовную сущность образов станут стержнем его собственного искусства.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

В 1901 году художник совершил свою первую заграничную поездку в Мюнхен, в знаменитую школу Антона Ашбе, спустя три года побывал в Лондоне и отправился в большое путешествие по городам Италии. В 1906 году уехал в Париж, где посещал Академию Коларосси и откуда в 1907 году совершил поездку в Северную Африку: в Алжир, Бискру, Константину, Тунис.

Все эти разнообразные впечатления, накопленные за годы учебы и путешествий, стали тем творческим багажом, из которого выкристаллизовывался своеобразный художественный язык Петрова-Водкина, но в основе его ясно ощутима глубокая связь с традициями древнерусского искусства.

В экспозиции картинной галереи Псковского музея-заповедника творчество К.С. Петрова-Водкина представлено произведением «Две» (1917), которое поступило в псковское собрание из музея Академии Художеств в 1919 году.

К этому образу художник обращается неоднократно. Впервые «Две» появляются в творчестве мастера в качестве подготовительных рисунков (1914) и в эскизе композиции «Девушки на Волге» (1915, ГТГ), в самостоятельной композиции «Две девушки» (1915, Саратовский художественный музей), в полотне «Утро. Купальщицы» (1917, ГРМ).

К.С. Петров-Водкин «Две», 1917, Псковский музей-заповедник

На псковской работе строгий лаконичный силуэт двух оплечных фигур ясно проступает из синевы фона горизонтально ориентированного полотна. Лица девушек даны укрупненным планом – выдвинутые на передний план холста, они максимально приближены к зрителю. Мягкая охра обращенных друг к другу загорелых лиц созвучна с синим цветом неба и подчеркнута пятном чуть приглушенной киновари платья одной из героинь. В этой ограниченной палитре находит выражение один из принципов творчества К. Петрова-Водкина – так называемая «теория трехцветки» - использование трех основных цветов спектра. Чистые гармоничные краски сообщают особую ясность эмоциональному содержанию. Два женских образа из собрания Пскова, несомненно, принадлежат к числу наиболее значимых в творчестве Петрова-Водкина. Существующие в безмолвном диалоге, они, кажется, не несут в себе конкретики времени или обстоятельств, а напротив, уподобленные вневременным иконописным символам, воплощают безмятежность, покой и гармонию.

Кушакова Н.В., старший научный сотрудник Художественного отдела