Станислав Юлианович Жуковский

К 150-летию со дня рождения Станислава Юлиановича Жуковского

Текст, посвященный художнику Станиславу Жуковскому, мог бы на начинаться так: «в нынешнем году исполняется 150 лет со дня рождения С.Ю. Жуковского – одного из ведущих пейзажистов дореволюционной России». Но здесь следует сделать оговорку: год рождения – 1873 – будущий художник указал в анкете, готовясь к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), сознательно прибавив себе целых два года. Согласно правилам учебного заведения, абитуриенты, не достигшие совершеннолетнего возраста, могли сдавать экзамены только заручившись письменным согласием родителей. В случае со Станиславом Жуковским об этом не могло быть и речи: отец будущего художника, польский аристократ Юлиан Жуковский, за участие в польском антирусском восстании (1863–1864) лишенный всех сословных привилегий и владений, был категорически против профессионального выбора сына.

Вопреки воле отца, Жуковский получает образование в МУЖВЗ (1892–1901), обучаясь у таких мастеров как К. Коровин, А. Архипов, Л. Пастернак, В. Поленов, И. Левитан. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1903) и Союза русских художников (с 1907).

Жуковский сразу заявляет о себе как о талантливом пейзажисте, пишущем в духе традиционной реалистичной живописи. Но к середине 1900-х гг. в его творчестве все отчетливее проявляется интерес к находкам импрессионистов – внимание художника фокусируется на изображение конкретного момента освещения, а мазок становится более плотным, корпусным. Вместе с тем Жуковский, пристально вглядываясь в избранные мотивы, стремится сохранить точность рисунка и верность натуре.

Таким предстает пейзаж «В усадьбе. Март» (1915) из собрания Псковского музея-заповедника. Картина поступила в псковскую коллекцию из музея Академии Художеств в 1919 году. На полотне изображен задний двор усадебного дома с хозяйственными постройками и спиленными стволами деревьев на первом плане, часть из которых расколота на дрова. Повсюду лежит снег, но первое весеннее солнце уже начинает пригревать, проявляя на рыхлых сугробах длинные сине-голубые тени. Сочным пятном буквально светятся свежие спилы деревьев, пронзительная синева неба и искрящийся снег передают ощущение пробуждения прежде скованной холодом природы.


Пейзаж «В усадьбе. Март» (1915)

В начале десятых годов в творчестве Жуковского появляется новая тема – усадебные интерьеры. Художник создает многочисленную серию «комнат», составляющую целый раздел его творчества. Жуковский, как правило, не изображал в своих интерьерах фигуры людей – но через детали, например, оставленные на рояле раскрытыми ноты на картине «Интерьер» (1916) из Псковского музея – присутствие человека явственно ощутимо. Художник пишет часть комнаты с высоким окном, словно размыкающим пространство в приусадебный заснеженный сад. Пейзаж за окном пасмурен, а в хорошо освещенном интерьере яркие пятна зелени комнатных растений и цветов создают ощущение тепла и уюта. Крышка кабинетного рояля открыта, на пюпитре остались ноты, кажется, здесь только что звучала музыка. Картина передает атмосферу неспешного умиротворенного образа жизни, где есть место досугу, размышлениям, где ощущается тесная связь между человеком и природой.

Картина «Интерьер» (1916)

После революции Станислав Жуковский входил в различные комиссии по вопросам сохранения культуры и памятников. Следует отметить, что при его участии имение Кусково графов Шереметевых получило статус музея. Художник продолжал писать картины, но если до революции его работы пользовались неизменным успехом, то после событий Октября 1917 года ситуация переменилась. В 1921 году состоялась выставка С. Жуковского в Москве. Рецензии критиков были беспощадны - образы дворянских усадеб не соответствовали темам нового революционного искусства. Не найдя своего места в новой России, Жуковский в 1923 году уезжает в Польшу, где продолжает писать, участвовать в выставках и преподавать в своей частной школе живописи.

В Польше художника застала Вторая Мировая война. Во время подавления Варшавского восстания (1944) Станислав Жуковский был арестован. Жизнь «певца дворянских усадеб» и чуткого пейзажиста, сумевшего тонко прочувствовать русскую природу и воплотить ее образы в насыщенных воздухом и светом пейзажах, трагически оборвалась в концлагере в Прушкове под Варшавой в 1944 году.

Автор статьи: Кушакова Н.В., старший научный сотрудник Художественного отдела Псковского музея-заповедника.