«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Праздник иконы Божией Матери «Умиление» Себежской

27.03.2024

27 марта – празднование Иконы Божией Матери «Умиление» Себежской (Опочецкой).

Икона изображала Богородицу с прильнувшим к ней Младенцем и святых Симеона Богоприимца и первомученика архидиакона Стефана на полях. После чуда истечения слез из очей Богородицы в 1681 году[1] она стала почитаться как чудотворная. Тогда же была составлена особая служба иконе. С ней и другими чтимыми иконами из Опочки ежегодно совершался крестный ход в Святогорский монастырь. Почитаемую икону украшали в течении трех веков. Описания в разных источниках говорят, что на иконе был оклад, поверх зубцов на короне – поздняя ажурная накладка с тремя рядами украшений из огранённого стекла, убрус – из крупного жемчуга.

До нас дошли только венец и цата иконы Богоматери Себежской (Опочецкой). Они датируются XVII столетием[2]. По предположению А.М. Гордина[3], это часть украшений чтимого образа. Двойное название иконы осталось из-за смены места ее пребывания. Когда Себеж по мирному договору между Русским царством и Речью Посполитой, подписанному в 1634 году отошел к Польской короне, икону перенесли в город Опочку[4], где образ Богоматери пребывал в Спасо-Преображенском соборе, взорванном в 1937 году. Фотография утраченного памятника была опубликована до революции в книге псковского историка Леонида Ивановича Софийского[5]. В 90-х годах ХХ века для храмов Себежа и Опочки были написаны новые иконы Себежской-Опочецкой Богоматери.

По изъятию церковных ценностей венец и цата с оклада иконы поступили из Опочки, в Псковский музей до 1937 года[6]. В 1914 году этот убор должен был участвовать в экспозиции XVI археологического съезда в Пскове, не состоявшегося из-за войны[7] и размещаться в витрине-звоннице, такой, которую воспроизвели кураторы экспозиции музея Псковского археологического общества. Возможно, создание венца и цаты было связано с чудом 1681[8] года, и тогда датировку предметов можно уточнить.

Венец двойной, соединяющий венчик младенца Христа и Богородицы. Он украшен чеканкой высокого рельефа с изображением крупных цветов и бутонов в окружении вьющегося стебля с листьями. Поверх венца ажурная пятизубцовая корона, где между зубцами помещены херувимы – крылатые небесные ангелы, которые изображаются с шестью крыльями и ликом между крыл. Корону поддерживают два ангела (один из которых утрачен). Богородица – Царица небесная, корона – один из ее атрибутов в поздней иконографии. Она часто изображается в сопровождении серафимов и херувимов. В молитвах она называется «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».То есть она своею честью (честнейшую) и славою (славнейшую) превосходит самых высших ангелов: серафимов и херувимов, которые находятся ближе всех ангелов к Богу. Изображение ангелов, поддерживающих корону, в XVII веке распространено в псковских и ярославских землях.

Цата – украшение в форме полумесяца на окладе иконы, прикрепляется к венцу с помощью крючков и петель. Цата Себежской (Опочецкой) иконы, как и венец, выполнена в технике чеканки. В окружении растительного орнамента изображены Спаситель на троне в образе Судии и молящиеся ему Богоматерь, Иоанн Предтеча, и архангелы Михаил и Гавриил. Такая композиция называется Деисус (Деисис) – моление. Традиция изображать деисусную композицию на цате для Пскова – давняя, подобные сохранились с XVI столетия. Работал над этими украшениями провинциальный мастер. Лики, складки одежд, детали выдают руку не очень умелого художника. Но это не умаляет большого чувства, вложенного автором в исполнение этой работы.

Предмет можно увидеть в пространстве постоянной экспозиции Псковского музея-заповедника «Культура и искусство древнего Пскова».

Статья подготовлена старшим научным сотрудником Псковского музея-заповедника Ириной Акиндиновной Галицкой.


[1] Бутырский, И. П. Опыт древней истории города Опочки. 1879. С. 132–133: «марте 14 день, в понедельник первыя недели Великого поста и в среду той же недели 16 марта, потом в понедельник Цветныя (Вербныя) недели 21 марта, и в понедельник Страстныя недели, 28 марта, было знамение (чудотворение) от святого образа Пресвятыя Богородицы Умиление, именуемой Себежскою, исходили слезы из обоих очей…»

[2] Родникова И.С. Художественное серебро XVI-начала XIX века из собрания Псковского музея-заповедника. М., 2013, С.463.

[3] Гордин А.М. Церковное серебро XVI-XVIII веков из Опочки в собрании Псковского музея. // Материалы историко-краеведческих чтений 2021. Опочка, 2023. С.4

[4] Бутырский. И.П. стр.123-124

[5] Софийский Л.И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414–1914) Псков. Репринт, 2004.Рис. 27.

[6] Книга Поступлений 1937 года, № 143

[7]Каталог Выставки XVI Всероссийского Археологического съезда 1914 года в Пскове, отмененного по случаю войны - Псков: Типография "Псковская жизнь", 1915. С.55.

[8] Бутырский И.П. Указ соч. С. 132.