100 лет Псковской картинной галерее

В рамках мероприятий к 145-летию Псковского музея-заповедника и 100-летию Псковской картинной галереи мы размещаем серию публикаций, посвящённых выдающимся художникам, произведения которых выставлены в картинной галерее нашего музея.


КУИНДЖИ АРХИП ИВАНОВИЧ (1841 – 1910)

Живописец и впоследствии прекрасный педагог с детства любил рисовать и мечтал оказаться в мастерской у известного мариниста И.К. Айвазовского. В 1868 Айвазовский открывает частную мастерскую в Феодосии, куда и поступает Куинджи.

Рано осиротевший художник с 11 лет был вынужден самостоятельно зарабатывать. В тот непростой период жизни он совершенно случайно знакомится с ретушером и, работая у него в мастерской, начинает острее ощущать жажду к прекрасному.

Продолжение:

К 180-летию Архипа Куинджи 27 (15) января 1841 года


МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ (1846 – 1920)

Русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, академик (1873), действительный член Петербургской Академии Художеств (1893). Маковский В.Е. — выдающийся мастер жанровый живописи. Его небольшие картины, как работы малых голландцев, отражают незамысловатые сцены обыденной, ровно текущей жизни. Его полотна с изображением повседневности русского народа — словно небольшой документальный фильм со своим сценарием и режиссурой.

Продолжение:

К 175-летию Владимира Маковского 7 (26) февраля


БАКСТ ЛЕОН (ЛЕВ) НИКОЛАЕВИЧ (1866 – 1924)

Мастер, опередивший свое время. Великий художник русского модерна. Прекрасный рисовальщик, тонкий живописец, непревзойдённый мастер линии. К началу 20-х годов имя этого художника звучало в Париже как самое парижское из всех имен. Это имя притягивало в театр и заставляло мчаться на премьеры. И многим было неведомо, что имя это принадлежит выходцу из России.

Продолжение:

К 155-летию со Дня рождения художника 8 (27) февраля


КОНЧАЛОВСКИЙ ПЕТР ПЕТРОВИЧ (1876 – 1956)

Петр Кончаловский – примечательная личность среди звёзд русской культуры 20 века. Потомственный дворянин, один из столпов русского авангарда, а позднее – соцреализма, основатель семейного клана, представители которого внесли весомый вклад в различные сферы творчества – достаточно вспомнить о его знаменитых уже в наше время внуках – кинорежиссерах Никите Михалкове и Андроне Михалкове-Кончаловском.

Продолжение:

К 145-летию со Дня рождения художника Петра Кончаловского 9 (21) февраля


ГЕ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1831 – 1894)

Один из самых признанных живописцев России родился в семье помещика французского происхождения, прадед художника эмигрировал из Франции во время Великой французской революции. Путь художника к виртуозному мастерству был непрост. Долгие годы он учился на математика... Помимо точных наук, юноша продолжал изучать живопись самостоятельно, так как с детства любил рисовать, и его все время тянуло к искусству. Свободное время Николай проводит в картинных галереях и наслаждается творчеством своего кумира – Карла Брюллова, а по воскресеньям посещает университетские музыкальные концерты. В том же году, против воли отца, он бросает университет и поступает в Академию художеств.

Продолжение:

К 190-летию со Дня рождения Николая Ге 15 (27) февраля 1831 года


ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871 – 1960)

Живописец, график, историк искусства, общественный деятель.

Родился Игорь Грабарь в Будапеште. Спасаясь от политических репрессий со стороны австро-венгерского правительства, семья Грабарей бежала в Россию. Увлеченный искусством, он начал рисовать еще в раннем детстве: «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей», — писал позже Грабарь. В 1903 г., окончательно переехав в Москву, Игорь с упоением осваивал основы живописи и рисунка в лицее цесаревича Николая.

Продолжение:

К 150-летию со Дня рождения И.Э. Грабаря 13 (25) марта 1871 года


ТРОПИНИН ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (1776 – 1857)

Василий Тропинин – главный московский портретист начала XIX века и самый трогательный жанровый лирик, крепостной-академик и художник-кондитер. Живописец Василий Тропинин был крепостным крестьянином графа И.И. Моркова. С детства будущий художник много рисовал, а его рисунки забавляли дворовых детей, хотя в ту пору к его увлечению никто не относился серьезно. В 1790-х годах граф Морков отправляет его в СПб учиться кондитерскому делу, что не мешало будущему художнику в свободное от занятий время посещать Императорскую Академию художеств.

Продолжение:

К 245-летию со Дня рождения В.А. Тропинина 19 (30) марта 1776 года


ГРИНБЕРГ ВЛАДИМИР АРИЕВИЧ (1896 – 1942)

Ушедший из жизни рано, еще в 1942 году в блокадном Ленинграде, Владимир Ариевич Гринберг многое успел за короткий срок, отпущенный ему судьбой. Ему довелось учиться живописи у замечательных мастеров М. Добужинского, Д. Кардовского, Е. Лансере, А. Яковлева, преподававших в Новой художественной мастерской княгини М. Гагариной в Петербурге; с 1915 года он был участником выставок различных художественных объединений, в том числе «Мира искусства».

Продолжение:

К 125-летию со Дня рождения В.А. Гринберга 28 января (9 февраля) 1896 года


СУВОРОВА КИРА ИННОКЕНТЬЕВНА (1931 – 2017)

Кира Иннокентьевна Суворова родилась в Ленинграде в 1931 году в семье двух художников, чьи имена теперь стали достоянием истории. Её родители – живописец Софья Закликовская и скульптор Иннокентий Суворов, в 1920-30-е годы были учениками одного из «революционеров от искусства» – П.Н. Филонова и членами организованной им группы единомышленников «Мастера аналитического искусства».

Продолжение:

К 90-летию со Дня рождения К.И. Суворовой


МАЛЕНЬКИЙ ЭПИЗОД МУЗЕЙНОЙ ЖИЗНИ ИЗ ДАЛЁКОГО ПРОШЛОГО…

Он всплыл в памяти после того, как недавно в музей позвонила Мария Григорьевна Гринберг, собирающая воспоминания о своём отце, известном ленинградском архитекторе Григории Гринберге, 120-летие со дня рождения которого отмечают в Санкт-Петербурге его родные и ученики. Продолжение...


КЛИМОВ ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ (1901 – 1990)

В 1928 году студент Латвийской Академии художеств Евгений Климов, проездом из Новгорода и Старой Руссы в Ригу, впервые оказался в Пскове. Годом раньше он открыл для себя величественный пригород Пскова – Изборск. С тех пор псковская земля стала для него неким духовным камертоном, а ощущение «русскости» стало важнейшей составляющей его сознания

Продолжение:

120 лет со дня рождения Евгения Евгеньевича Климова


ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА АННА ПЕТРОВНА (1871 – 1955)

А.П. Остроумова-Лебедева – народный художник РСФСР и действительный член Академии художеств СССР родилась и прожила всю жизнь в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. Родители с пониманием отнеслись к ее желанию посвятить себя изобразительному искусству. Начальное художественное образование девочка получила в училище Штиглица.

Продолжение:

К 150-летию со дня рождения Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой 5 (17) мая 1871 года



ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПСКОВСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ

Псковская картинная галерея была открыта в 1921 году в четырех залах бывшего Дома предводителя дворянства - двухэтажного особняка на Романовой горке и включала в себя отделы русской живописи, западноевропейских рисунков и гравюр.


Созданию галереи предшествовала многолетняя работа, в которой принимали участие члены Псковского Археологического Общества (ПАО), преподаватели Псковской художественно-промышленной школы, организованной на средства общественного деятеля и коллекционера Н.Ф. Фан-дер-Флита и его супруги.

Уже 8 мая 1876 года, сообщая об открытии музея ПАО в двух комнатах Дома дворянского собрания, «Псковские губернские ведомости» в числе его разделов называют и «картинную галерею». В нее входили: «иконы, виды псковских древностей, портреты царей, литографии, гравюры, планы, чертежи…».

Основой фонда изобразительного искусства музея ПАО стали частные пожертвования. В 1909 году свою коллекцию картин, бронзы и мрамора завещал «родному городу Пскову» сенатор А.Н. Мицкевич. Музей Императорской Академии художеств выделил Псковской художественно-промышленной школе, чье собрание позднее также вошло в фонд галереи, девять полотен русских мастеров. В числе этих работ, в частности, «Портрет жены» (1907) А. Кудрявцева, доныне украшающий экспозицию Картинной галереи.


Важным пополнением в 1914 году стали картины из бывшего музея Фёдора Плюшкина. После его смерти (1911) часть коллекции была приобретена музеем Александра III и, затем, распределена между архивными и музейными хранилищами. В музей ПАО было передано 1796 картин и миниатюр. В их числе, открывающие современную экспозицию: «Портрет Петра I», приписываемый кисти И. Никитина, «Портрет Е.А. Долгорукой», работы неизвестного художника первой половины XVIII века, а также «Приезд Г. Потемкина в Петербург после покорения Тавриды» С. Торелли, «Селена и Эндимон» А. Иванова, «В горах Китая» А. Легашова, «Вечер перед грозой» Ф. Васильева, «Часовня в лесу» И. Шишкина и другие. В начале 1919 года предметы, имеющие художественно-историческую ценность, были сосредоточены в хранилищах-подвалах Поганкиных палат. Среди них и произведения изобразительного искусства, вывезенные из поместий Философовых, Яхонтовых, Вохиных-Булаевских, Пальчиковых-фон-Гемблиц, Козляниновых, Дондуковых-Корсаковых-Гейден и других.

С 1919 года и позднее художественные произведения стали поступать из центральных государственных хранилищ. Так, например, из музея Академии художеств были получены столь важные для экспозиции «Две» (1917) К.С. Петрова-Водкина, «Крик змия» (1913-1914) Н. Рериха. Позднее - из Русского музея - «Портрет Е.Д. Щепкиной» (1926) В. Тропинина, из Эрмитажа – «Мужской портрет» (1918) Б. Григорьева (атрибутированный затем как «Уолт Уитмен»), без которых теперь невозможно представить псковскую Картинную галерею.

Весной 1920 года на Псковской земле состоялась великолепная по своему составу «Выставка картин русских художников», организованная совместными усилиями молодых художников Пскова и Петрограда. Некоторые экспонаты этой выставки («Хутор» (1917) и «Олонецкий дед» (1918) Б. Григорьева, «Черные любовники» (1914-15) и «Купание ребенка» (1916) М. Шагала вошли в состав псковского собрания. Сохраненные в годы ВОВ, они до настоящего момента остаются «эксклюзивом» псковской Картинной галереи и регулярно запрашиваются центральными музеями России для участия в престижных выставках.

В организации картинной галереи в первые годы советской власти важную роль сыграли представители псковской художественной интеллигенции: Н.Ф. Роот, Е.М. Тихвинский, А.И. Таран, А.А. Подчекаев, И.Н. Ларионов, А.А. Коршун и другие.

С открытием галереи 1 апреля 1921 года в четырех залах бывшего Дома предводителя дворянства пополнение фонда изобразительного искусства продолжалось. Наиболее значительным явилось поступление в 1930-е гг. из Государственного Русского музея полотен Ф. Рокотова, В. Боровиковского, В. Тропинина, Н. Ге, И. Репина.

«В чудесном древнем городе Пскове есть музей, заслуживающий всяческого внимания…. Совершенно законченной представляется работа по организации картинной галереи музея, развернутой в ряде просторных, отлично освещенных зал. Здесь неподготовленного посетителя, даже немало искушенного по части музейных ценностей ожидают необычные волнующие переживания» - выразил свои впечатления от увиденного академик И. Грабарь в журнале «Красная панорама» (1929 г.).

К началу 1941 года фонд псковского собрания насчитывал около 3600 единиц хранения. Однако музей серьёзно пострадал в период Великой Отечественной войны. Все, что осталось в оккупированном городе, было разграблено фашистами. В тыл (город Советск Кировской области) удалось эвакуировать лишь около 160 картин, среди которых преобладала дореволюционная живопись реалистической направленности, ставшая основой послевоенной экспозиции Картинной галереи, расположившейся в парадном зале здания бывшей Художественно-промышленной школы им. Н.Ф. Фан-дер-Флита.

Псковский музей с августа 1945 до 1958 года по своему профилю был краеведческим. В поступлениях 1950-х гг. количественно преобладали работы местных художников-любителей, отличавшиеся невысоким художественным уровнем. Что касается начавшихся поступлений из государственных художественных фондов (Художественные фонды МК СССР и РСФСР, Дирекция художественных выставок и панорам) - они приходили в музей исключительно «по разнарядке». Это были безликие заказные работы «прославляющие людей труда», лишь загромождавшие пространства хранилищ.

В сентябре 1958 г. музей получает статус историко-художественного, а с апреля 1968 – историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. Положение начинает заметно меняться с конца 1970-х годов, когда в Пскове появляются первые профессиональные художники и открываются первые художественные выставки, в том числе и привозные.

В 1970-80-е гг., несмотря на более чем скудные средства, отпускаемые на закупки, и командировки сотрудников художественного отдела, продолжается целенаправленное комплектование. Из частных собраний Москвы и Ленинграда, от наследников художников были приобретены работы Н. Дубовского, Л. Туржанского, А. Куприна, Р. Фалька, Б. Григорьева, С. Судейкина, К. Коровина, А. Лентулова, А. Осмеркина, Ю. Пименова, А. Лабаса, а также представителей художественных группировок 1920-30-х годов, в том числе школ П. Филонова и К. Малевича. Отдельное внимание было обращено поискам «местного» материала – псковских художников 1920-30-гг, чье творчество позднее стало возможным вписать в общую канву экспозиции Картинной галереи (В. Купцов, Е. Забровский, Г. Иванов, В. Турбасов и др.).

На смену экспозиции, охватывавшей изобразительное искусство XVIII - начала XX вв., в конце 1970-х гг. стало возможным построить расширенный ее вариант с разделом Советского искусства, которая, помимо Парадного зала на втором этаже, заняла еще два зала первого этажа.

С 1990-х годов Псковская картинная галерея переживала не самые лучшие времена. Из-за отсутствия средств на закупку необходимых работ для заполнения «лакун», она комплектовалась только за счет даров художников Москвы, Санкт-Петербурга и Пскова с выставок, организуемых в Выставочном зале музея-заповедника. Однако, даже эти накопления позволят, по окончании ремонта-реставрации здания бывшей художественно-промышленной школы и получении новых экспозиционных площадей, развернуть новую расширенную экспозицию русской живописи, графики и скульптуры XVIII - первой половины XXI веков, отражающие основные явления и тенденции развития отечественного искусства и своеобразие исторически сложившегося собрания.

Заинтересованный зритель получит здесь представление об эмоциональном и духовном содержании русского искусства, о его живописно-пластическом богатстве. Зрительный ряд, включающий в себя более 300 наиболее ярких в художественном отношении работ, даст возможность наблюдать смену и развитие стилей, отражающих меняющийся взгляд на изменяющийся мир. Здесь и торжественная одухотворенность портретов XVIII века, и идеалы просветительства художников-академистов, и социальная направленность передвижников, а также ностальгические нотки изысканных работ «мирискуссников», дерзкая многокрасочность мастеров «Бубнового валета» и многое другое…