100 лет Псковской картинной галерее

В рамках мероприятий к 145-летию Псковского музея-заповедника и 100-летию Псковской картинной галереи мы размещаем серию публикаций, посвящённых выдающимся художникам, произведения которых выставлены в картинной галерее нашего музея.

КУИНДЖИ АРХИП ИВАНОВИЧ (1841–1910)
Живописец и впоследствии прекрасный педагог с детства любил рисовать и мечтал оказаться в мастерской у известного мариниста И.К. Айвазовского. В 1868 Айвазовский открывает частную мастерскую в Феодосии, куда и поступает Куинджи. Рано осиротевший художник с 11 лет был вынужден самостоятельно зарабатывать. В тот непростой период жизни он совершенно случайно знакомится с ретушером и, работая у него в мастерской, начинает острее ощущать жажду к прекрасному.
Продолжение: К 180-летию Архипа Куинджи 27 (15) января 1841 года

МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ (1846–1920)
Русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, академик (1873), действительный член Петербургской Академии Художеств (1893). Маковский В.Е. — выдающийся мастер жанровый живописи. Его небольшие картины, как работы малых голландцев, отражают незамысловатые сцены обыденной, ровно текущей жизни. Его полотна с изображением повседневности русского народа — словно небольшой документальный фильм со своим сценарием и режиссурой.
Продолжение: К 175-летию Владимира Маковского 7 (26) февраля

БАКСТ ЛЕОН (ЛЕВ) НИКОЛАЕВИЧ (1866–1924)
Мастер, опередивший свое время. Великий художник русского модерна. Прекрасный рисовальщик, тонкий живописец, непревзойдённый мастер линии. К началу 20-х годов имя этого художника звучало в Париже как самое парижское из всех имен. Это имя притягивало в театр и заставляло мчаться на премьеры. И многим было неведомо, что имя это принадлежит выходцу из России.
Продолжение: К 155-летию со Дня рождения художника 8 (27) февраля

КОНЧАЛОВСКИЙ ПЕТР ПЕТРОВИЧ (1876–1956)
Петр Кончаловский – примечательная личность среди звёзд русской культуры 20 века. Потомственный дворянин, один из столпов русского авангарда, а позднее – соцреализма, основатель семейного клана, представители которого внесли весомый вклад в различные сферы творчества – достаточно вспомнить о его знаменитых уже в наше время внуках – кинорежиссерах Никите Михалкове и Андроне Михалкове-Кончаловском.
Продолжение: К 145-летию со Дня рождения художника Петра Кончаловского 9 (21) февраля

ГЕ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1831–1894)
Один из самых признанных живописцев России родился в семье помещика французского происхождения, прадед художника эмигрировал из Франции во время Великой французской революции. Путь художника к виртуозному мастерству был непрост. Долгие годы он учился на математика... Помимо точных наук, юноша продолжал изучать живопись самостоятельно, так как с детства любил рисовать, и его все время тянуло к искусству. Свободное время Николай проводит в картинных галереях и наслаждается творчеством своего кумира – Карла Брюллова, а по воскресеньям посещает университетские музыкальные концерты. В том же году, против воли отца, он бросает университет и поступает в Академию художеств.
Продолжение: К 190-летию со Дня рождения Николая Ге 15 (27) февраля 1831 года

ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871–1960)
Живописец, график, историк искусства, общественный деятель. Родился Игорь Грабарь в Будапеште. Спасаясь от политических репрессий со стороны австро-венгерского правительства, семья Грабарей бежала в Россию. Увлеченный искусством, он начал рисовать еще в раннем детстве: «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей», — писал позже Грабарь. В 1903 г., окончательно переехав в Москву, Игорь с упоением осваивал основы живописи и рисунка в лицее цесаревича Николая.
Продолжение: К 150-летию со Дня рождения И.Э. Грабаря 13 (25) марта 1871 года

ТРОПИНИН ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (1776–1857)
Василий Тропинин – главный московский портретист начала XIX века и самый трогательный жанровый лирик, крепостной-академик и художник-кондитер. Живописец Василий Тропинин был крепостным крестьянином графа И.И. Моркова. С детства будущий художник много рисовал, а его рисунки забавляли дворовых детей, хотя в ту пору к его увлечению никто не относился серьезно. В 1790-х годах граф Морков отправляет его в СПб учиться кондитерскому делу, что не мешало будущему художнику в свободное от занятий время посещать Императорскую Академию художеств.
Продолжение: К 245-летию со Дня рождения В.А. Тропинина 19 (30) марта 1776 года

ГРИНБЕРГ ВЛАДИМИР АРИЕВИЧ (1896–1942)
Ушедший из жизни рано, еще в 1942 году в блокадном Ленинграде, Владимир Ариевич Гринберг многое успел за короткий срок, отпущенный ему судьбой. Ему довелось учиться живописи у замечательных мастеров М. Добужинского, Д. Кардовского, Е. Лансере, А. Яковлева, преподававших в Новой художественной мастерской княгини М. Гагариной в Петербурге; с 1915 года он был участником выставок различных художественных объединений, в том числе «Мира искусства».
Продолжение: К 125-летию со Дня рождения В.А. Гринберга 28 января (9 февраля) 1896 года

СУВОРОВА КИРА ИННОКЕНТЬЕВНА (1931–2017)
Кира Иннокентьевна Суворова родилась в Ленинграде в 1931 году в семье двух художников, чьи имена теперь стали достоянием истории. Её родители – живописец Софья Закликовская и скульптор Иннокентий Суворов, в 1920-30-е годы были учениками одного из «революционеров от искусства» – П.Н. Филонова и членами организованной им группы единомышленников «Мастера аналитического искусства».
Продолжение: К 90-летию со Дня рождения К.И. Суворовой

МАЛЕНЬКИЙ ЭПИЗОД МУЗЕЙНОЙ ЖИЗНИ ИЗ ДАЛЁКОГО ПРОШЛОГО…
Он всплыл в памяти после того, как недавно в музей позвонила Мария Григорьевна Гринберг, собирающая воспоминания о своём отце, известном ленинградском архитекторе Григории Гринберге, 120-летие со дня рождения которого отмечают в Санкт-Петербурге его родные и ученики. Продолжение...

КЛИМОВ ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ (1901–1990)
В 1928 году студент Латвийской Академии художеств Евгений Климов, проездом из Новгорода и Старой Руссы в Ригу, впервые оказался в Пскове. Годом раньше он открыл для себя величественный пригород Пскова – Изборск. С тех пор псковская земля стала для него неким духовным камертоном, а ощущение «русскости» стало важнейшей составляющей его сознания
Продолжение: 120 лет со дня рождения Евгения Евгеньевича Климова

ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА АННА ПЕТРОВНА (1871–1955)
А.П. Остроумова-Лебедева – народный художник РСФСР и действительный член Академии художеств СССР родилась и прожила всю жизнь в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. Родители с пониманием отнеслись к ее желанию посвятить себя изобразительному искусству. Начальное художественное образование девочка получила в училище Штиглица.
Продолжение: К 150-летию со дня рождения Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой 5 (17) мая 1871 года

ГОНЧАРОВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА(1881–1962)
Личность, судьба и даже происхождение этой знаменитой художницы серебряного века во многих отношениях необычны. Ее отец, архитектор и математик Сергей Михайлович Гончаров был внучатым племянником Н.Н. Гончаровой, жены А.С. Пушкина.
Продолжение: К 140-летию со дня рождения самой яркой «амазонки» русского авангарда Наталии Сергеевны Гончаровой

ГРИГОРЬЕВ БОРИС ДМИТРИЕВИЧ (1886–1939)
Псковскому музею творчество Бориса Дмитриевича Григорьева особенно дорого. Музейные фонды хранят шесть работ этого выдающегося русского художника, а первая его персональная выставка на родине, в России, усилиями легендарного сотрудника музея Риммы Никандровны Антиповой (1937-2016) состоялась в 1989 г. именно в Пскове, в картинной галерее музея. Продолженная через год в Москве в залах Советского Фонда культуры, спустя несколько лет, наполненных кропотливым трудом, она возродилась в 2015 г. уже в облике прекрасного двухтомного иллюстрированного издания «Псковская выставка Бориса Григорьева», включившего в себя около 200 произведений живописи и графики из 20 музеев и 15 частных собраний.
Продолжение: К 135-летию со Дня рождения Б.Д. Григорьева 11 (23) июля 1886 года

МАШКОВ ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ (1881–1944)
Илья Иванович Машков родился в станице Михайловской в семье крестьян, переселившихся на Дон из Рязанской губернии, и был старшим из девятерых детей. По окончании 3-классной приходской школы, был послан родителями, занимавшимися мелочной торговлей, «в люди» – сначала в станицу Филоновскую, в бакалейную торговлю, затем в г. Борисоглебск к купцу М.Е. Юрьеву. Живя в атмосфере казачьего быта, он увлекся рисованием: копировал иконы, лубки, репродукции, рисовал вывески. Первым его учителем стал Н.А. Евсеев, ученик В.Г. Перова, преподаватель Борисоглебской гимназии.
Продолжение: К 140-летию со Дня рождения Ильи Ивановича Машкова 29 июля 1881 года

ВАСНЕЦОВ АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1856–1933)
Живописец, график, художник театра, историк, ученый, педагог, он гораздо менее известен, чем его старший брат, автор «Витязя на распутье» и «Трех богатырей» Виктор Михайлович Васнецов. Один из шести сыновей священника из древнего вятского рода, названный Аполлинарием в честь матери, он с благодарностью вспоминал об отце: «Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу».
К 155-летию со Дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова 6 августа 1856 года

СИНЕЗУБОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1891–1956)
Николай Синезубов родился в Москве. Его отец обладал коллекцией гравюр, что способствовало рано возникшему увлечению изобразительным искусством. По окончании частной образцовой мужской гимназии им. Г. Шелапутина, одного из самых престижных учебных заведений в Москве, Николай Синезубов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1912-17) и, одновременно, на юридический факультет Московского университета.
К 130-летию со Дня рождения Николая Васильевича Синезубова 8 (20) сентября 1891 года

РЯБУШКИН АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ (1861–1904)
Знаменитый русский живописец родился в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Начальные уроки получил в своей семье, помогая отцу и брату, занимавшимся иконописью. Рано осиротевшего талантливого мальчика заметил студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А.Х. Преображенский, определивший его в 1875 г. в училище. В числе преподавателей там оказались замечательные русские художники И.П. Прянишников и В.Г. Перов.
К 160-летию со Дня рождения Андрея Петровича Рябушкина 17 (29) октября 1861 года

ЗВЕРЕВ АНАТОЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (1931–1986)
Анатолий Тимофеевич Зверев родился в Москве и был седьмым ребенком в семье. Его отец, инвалид Гражданской войны, работал бухгалтером, мать – разнорабочей. Навыки рисования получил у художника-графика Н.В. Синицына, ученика А.П. Остроумовой-Лебедевой. Окончив ремесленное училище по специальности маляр-альфрейщик, работал в Доме пионеров, а затем в парке «Сокольники», неподалеку от дома.
К 90-летию со Дня рождения Анатолия Тимофеевича Зверева 3 ноября 1931 года

ЛЕНТУЛОВ АРИСТАРХ ВАСИЛЬЕВИЧ (1882 – 1943)
Аристарх Васильевич Ленту́лов – один из родоначальников русского авангарда, основатель художественного объединения «Бубновый валет», участники которого отвергали реалистическую традицию XIX века и противопоставляли ей свободу выбора формы и содержания произведений.
К 140-летию со Дня рождения Аристарха Васильевича Лентулова 16 января 1882 года

ШИШКИН ИВАН ИВАНОВИЧ (1832 – 1898)
Имя художника Ивана Ивановича Шишкина известно, пожалуй, всякому русскому человеку и накрепко связано с образом русского, прежде всего, лесного пейзажа. Действительно, творчество художника занимает особое место в истории отечественного изобразительного искусства. «До Шишкина, – пишет И.Н. Крамской в письме А.С. Суворину, – в России были пейзажисты выдуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало (исключая Щедрина и Лебедева); этого мало: Шишкин остался единственным до сих пор как знаток и рисовальщик дерева вообще, и хвойного леса в особенности».
К 190-летию со Дня рождения Ивана Ивановича Шишкина 25 января 1832 года

СВЕРЧКОВ НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ (1817 – 1898)
В собрании Псковского музея-заповедника хранятся две живописные работы, рисунки и акварель Н.Е. Сверчкова (1817 – 1898) – живописца, рисовальщика, литографа, скульптора; анималиста, портретиста, автора жанровых сцен и композиций на исторические сюжеты. При всем многообразии видов и жанров изобразительного искусства, к которым обращался художник, специального художественного образования он не получил. Начав учиться в Воспитательной школе при Академии художеств (1827), Сверчков продолжил обучение в Петропавловском училище общего типа, затем – служил в хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел.
К 205-летию со Дня рождения художника Николая Егоровича Сверчкова 2 февраля 1817 года

ТЮЛЕНЕВ ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ (1937 – 1997)
Живописец и акварелист, автор многочисленных произведений, ныне хранящихся в европейских и российских музеях, в числе которых знаменитые Третьяковская галерея и Государственный Русский музей; едва ли не самая значительная фигура в художественной жизни России второй половины XX века.
К 85-летию со дня рождения художника Виталия Ивановича Тюленева 28 февраля 1937 года

ПОПКОВ ВИКТОР ЕФИМОВИЧ (1932 – 1974)
«Попков сказал свое слово, ни на кого не похожее, создал свой образный мир, выработал свой живописно-пластический язык, добился в разработке новых тем несравненных удач, которые повторить уже никто не сможет. Все это позволяет считать его в современном искусстве художником значительным, одним из крупнейших для своего времени». Так охарактеризовал творческое наследие Виктора Ефимовича Попкова известный искусствовед, профессор МГУ Виталий Манин.
К 90-летию со дня рождения художника Виктора Ефимовича Попкова 9 марта 1932 года

ВОЛОСКОВ АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1822 – 1882)
Алексей Волосков родился в Ржеве. Из-за слабого здоровья, казалось, что жизненных перспектив у молодого человека не так много. Но, несмотря на все трудности, в 15 лет Алексей Волосков едет в Петербург учиться живописи в Академию Художеств. Становится вольноприходящим учеником Императорской АХ (1837-1844) у М.Н. Воробьева. Начав заниматься живописью, работает в классах, опираясь на тяжелые костыли, копирует картины Эрмитажа, и постепенно сам становится мастером.
К 200-летию со дня рождения художника Алексея Яковлевича Волоскова 13 марта 1822 года

БОЛЬШАКОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1922 – 2014)
Алексей Алексеевич Большаков – выдающийся представитель старшего поколения псковских художников. Родился он в Петрограде, на Васильевском острове, в семье служащего. Интерес к изобразительному искусству, проявившийся уже в раннем детстве, привел его в 1934 году в Ленинградскую художественную школу при Институте им. И.Е. Репина, где среди его учителей была легендарная А.П. Остроумова-Лебедева.
К 100-летию со дня рождения художника Алексея Алексеевича Большакова 22 марта 1922 года

ПАСТЕРНАК ЛЕОНИД ОСИПОВИЧ (1862 – 1945)
В картинной галерее Псковского музея-заповедника, в зале искусства начала ХХ в., экспонируется подписной и датированный 1908 г. «Автопортрет» Л.О. Пастернака. На холсте изображен элегантный мужчина в расцвете лет в черно-белой паре и светлой шляпе-канотье, позирующий сам себе.
К 160-летию со Дня рождения художника Леонида Осиповича Пастернака 4 апреля 1862 года

НОВИКОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ (1922 – 2013)
Он родился в д. Острицы Можайского района Московской области в крестьянской семье. До поступления в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова (куда он был принят в 1942 году сразу на второй курс), который закончил в 1949 году. Николай Новиков – из числа живописцев первого послевоенного поколения, с 1950 года он уже участвовал в художественных выставках.
К 100-летию со дня рождения художника Николая Федоровича Новикова 22 мая 1922 года

ЖИЛИНСКИЙ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1927–2015)
25 мая 2022 г. исполняется 95 лет со для рождения художника Дмитрия Жилинского. Принадлежавший к поколению шестидесятников, он стоял особняком по отношению к определяющему направлению своего времени – «суровому стилю», сконцентрированному на выражении героики трудовых будней, хотя дружил с его представителями и участвовал в совместных выставках.
К 95-летию со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Жилинского 25 мая 2022 года

КРАМСКОЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ (1837 – 1887)
Русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик, теоретик и педагог. В 1856 году Крамской переехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в то время фотографическом ателье И.Ф. Александровского.
К 185-летию со дня рождения художника Ивана Николаевича Крамского 8 июня 1837 года

ШАГАЛ МАРК ЗАХАРОВИЧ (1887–1985)
В собрании Псковского музея-заповедника хранятся работы одного из самых известных художников ХХ века – Марка Шагала (1887–1985).
К 135-летию со дня рождения художника Марка Захаровича Шагала 7 июля 1887 года

«ПРИЕЗД ПОТЕМКИНА ПОСЛЕ ПОКОРЕНИЯ ТАВРИДЫ». ШЕДЕВР СТЕФАНО ТОРЕЛЛИ ИЗ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ ПСКОВСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА
В коллекции живописи Псковского музея-заповедника хранится работа известного художника Стефано Торелли, родом из Болоньи (Италия). Картина носит название "Приезд Потемкина после покорения Тавриды" (ВСТРЕЧА ПОТЕМКИНА ПОСЛЕ ПОКОРЕНИЯ ТАВРИДЫ. АЛЛЕГОРИЯ).
Продолжение...

ГРООТ ИВАН ФЕДОРОВИЧ (1717 – 1800)
Среди относительно немногочисленных живописных работ XVIII века, хранящихся в собрании Псковского музея, есть произведение кисти видного представителя россики, знаменитого столичного «зверописца» Иоганна Фридриха Гроота.
К 305-летию со дня рождения художника Ивана Федоровича Гроота

ИВАНОВ ИЛЬЯ СТЕПАНОВИЧ (1797–1846)
Художник известен в первую очередь как автор и издатель двух тетрадей литографий «Галерея видов г. Пскова и его окрестностей» (1837–1838) и «Атласа Псковской губернии» (1838), состоящего из девяти карт с изображением Пскова и его уездных городов с их видами.
К 225-летию художника Ильи Степановича Иванова

АЙВАЗОВСКИЙ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ (1817 – 1900)
Знаменитый маринист Иван Айвазовский за свою долгую жизнь создал множество картин. С неизменным восторгом публика встречала новые полотна мастера – умиротворяющие пейзажи Венецианской лагуны и Неаполитанского залива, виды солнечного Крыма, колоритного Константинополя, египетских пирамид в Гизе и даже Ниагарского водопада.
К 205-летию со дня рождения художника Ивана Константиновича Айвазовского 29 июля 1817 года

БОРОВИКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЛУКИЧ (1757 – 1825)
Владимир Лукич Боровиковский принадлежит к плеяде талантливых портретистов, работавших в России в конце XVIII – начале XIX столетия. На рубеже веков Боровиковский исполнил немало камерных женских портретов, которые имели большой успех.
К 265-летию со дня рождения художника Владимира Лукича Боровиковского 4 августа 1757 года

ВОРОБЬЕВ МАКСИМ НИКИФОРОВИЧ (1787 – 1855)
В собрании Псковского музея-заповедника хранится живописное произведение кисти знаменитого художника и педагога М. Воробьева «Внутренний вид пещеры Рождества Христова в Вифлееме (1833 г.). Работа, исполненная по натурным зарисовкам, которые Воробьев сделал во время своего путешествия по Ближнему Востоку, позволила нашим соотечественникам получить подробное представление об одной из важнейших святынь христианского мира еще в первой половине XIX в.
К 235-летию со дня рождения художника Максима Никифоровича Воробьева 17 августа 1787 года

РЕЙХЕТ ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЧ (1922 – 2000)
Рейхет Владимир Иосифович – живописец, автор портретов, пейзажей, полотен на военно-исторические темы. Родился на Украине в немецкой семье, имевшей дворянские корни. С детства общался с близкими по-немецки, что, возможно, стало одной из причин некоторой двойственности его мировосприятия.
К 100-летию со дня рождения художника Владимира Иосифовича Рейхета 18 августа 1922 года

СОКОЛОВ АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1922 – 2001)
Будущий живописец, автор монументальных росписей и педагог, вырос в творческой семье: его отец был художником, мать – драматической актрисой. Именно за кулисами детского театра А. Брянцева, где служила его мама, в мальчике впервые проснулся интерес к изобразительному искусству, приведший его в художественную школу при Институте им. И.Е. Репина.
К 100-летию со дня рождения художника Алексея Константиновича Соколова 10 сентября 1922 года

ПЬЕТРО АНТОНИО РОТАРИ (1707 – 1762)
Художник появился на свет в 1707 г. в Вероне. Его отец Себастьяно Ротари был медиком и ученым-естествоиспытателем. Пьетро начал учиться живописи еще в детстве у разных учителей. Учился в Вероне, Венеции, Риме, Неаполе. Набравшись опыта, он работал во многих городах Европы: в Вероне, Дрездене, Вене. Собственная мастерская появилась у него после 1734 г., когда он зарекомендовал себя как создатель религиозных картин.
К 315-летию со дня рождения художника Пьетро Ротари 30 сентября 1707 года

АНИКУШИН МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (1917 – 1997)
Знаменитый российский скульптор, педагог. Удостоен многих государственных наград и званий, в числе которых: народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962) и Петровской академии, лауреат премии им. И.Е. Репина (1986). В течение жизни создал около двадцати воображаемых портретов А.С. Пушкина.
К 105-летию со дня рождения скульптора Михаила Константиновича Аникушина 2 октября 1917 года

ДЕНИСОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1862 – 1921)
Василий Иванович Денисов был богато одаренной творческой личностью. Получив приличное музыкальное образование и достигнув значительных успехов в музыке, по окончании Варшавского музыкального института по классу валторны, он работает музыкантом в оркестре Русской частной оперы С.И. Мамонтова, затем в оркестре Русского драматического театра Ф.А. Корша. Но к тридцати годам молодой человек понимает, что его настоящим призванием является изобразительное искусство, в которое он уходит, что называется, с головой.
К 160-летию со дня рождения художника Василия Ивановича Денисова

ОСМЕРКИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1892 – 1953)
В коллекции Псковского музея-заповедника хранятся три работы живописца, графика, художника театра, педагога Александра Александровича Осмеркина. Две из них представлены в экспозиции Картинной галереи: «Натюрморт с палитрой» и «Агитбригада» (Эскиз к картине «Агитбригада ПУР на фронте»), написанные в начале 1930-х годов.
К 130-летию со дня рождения Александра Александровича Осмеркина

НЕМЕНСКИЙ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1992)
В этом году свой столетний юбилей отмечает живописец, график, педагог, Народный художник России Борис Михайлович Неменский. Он родился 24 декабря 1922 года в Москве. После школы учился в Московском художественном училище имени 1905 года. В 1942 году он окончил Саратовское художественное училище, был призван в армию и направлен для прохождения службы в Студию военных художников имени М.Б. Грекова.
К 100-летнему юбилею Бориса Михайловича Неменского

СУРИКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1848 – 1916)
24 января 2023 года исполняется 175 лет со дня рождения великого русского художника, мастера исторического полотна Василия Ивановича Сурикова. Василий Суриков, бесспорно, самый известный живописец исторических полотен в русской живописи второй половины XIX века. Потомственный казак, сибиряк, Суриков родился в 1848 году в Красноярске в семье коллежского секретаря. В 1858 году поступил в уездное училище, где получил первые уроки рисования. После окончания училища Суриков устроился в Енисейское общее губернское управление в качестве канцелярского писца – после смерти отца семья нуждалась в деньгах.
К 175-летию со дня рождения Василия Ивановича Сурикова

ЧЕХОНИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1878 – 1936)
14 февраля 2023 года исполняется 145 лет со дня рождения крупнейшего русского художника, графика, портретного миниатюриста, мастера прикладного искусства, члена художественного объединения «Мир искусства» Сергея Васильевича Чехонина, чьи две живописные работы являются неотъемлемой частью постоянной экспозиции Картинной галереи.
К 145-летию со дня рождения художника Сергея Васильевича Чехонина

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1878 – 1927)
7 марта 2023 года исполняется 145 лет со дня рождения знаменитого русского живописца, известного в России и за границей, графика, художника театра, участника художественных объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников» Бориса Михайловича Кустодиева, несколько полотен и эскизов которого находятся в постоянной экспозиции Картинной галереи. Бориса Кустодиева называют художником счастья, самым жизнерадостным среди русских живописцев, каждая его картина пронизана радостью бытия.
К 145-летию со дня рождения художника Бориса Михайловича Кустодиева

ШЕМЯКИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1943)
4 мая 2023 года исполняется 80 лет советскому, американскому и российскому художнику, графику, живописцу, скульптору, иллюстратору, художнику театра. В экспозиции Картинной галереи музея в разделе, посвященном искусству 2 половины 20 века, демонстрируется работа художника Михаила Шемякина «Фантастический персонаж».
К 80-летию со дня рождения Михаила Михайловича Шемякина

ЖУКОВСКИЙ СТАНИСЛАВ ЮЛИАНОВИЧ (1873 – 1944)
В нынешнем 2023 году исполняется 150 лет со дня рождения С.Ю. Жуковского – одного из ведущих пейзажистов дореволюционной России. В Картинной галерее Псковского музея-заповедника представлены две работы художника: пейзаж «В усадьбе. Март» (1915) и картина «Интерьер» (1916).
К 150-летию со дня рождения Станислава Юлиановича Жуковского

КРЫЖИЦКИЙ КОНСТНАТИН ЯКОВЛЕВИЧ (1858 – 1911)
29 мая 2023 года исполняется 165 лет со дня рождения Константина Яковлевича Крыжицкого. В экспозиции Псковского музея-заповедника представлено 4 работы художника: «Сумерки» (Дорога), «Море», «Вид сельского базара», «Пейзаж».
К 165-летию художника Константина Яковлевича Крыжицкого

КИСЕЛЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1838 – 1911)
18 июня 2023 года исполняется 185 лет со дня рождения одного из крупнейших русских пейзажистов второй половины XIX века Александра Киселева. В коллекции Псковского музея-заповедника представлена его картина «Возвращение стада. Вечер» 1882 года.
К 185-летию художника Александра Александровича Киселева

ЛЕГАШЕВ АНТОН МИХАЙЛОВИЧ (1798 – 1865)
В картинной галерее Псковского музея, в той части экспозиции, которая посвящена творчеству художников-передвижников, представлена работа Александра Александровича Киселева (1838-1911), одного из крупнейших русских пейзажистов второй половины XIX века.
К 225-летию художника А.М. Легашева

ТИМОШЕНКО ЛИДИЯ ЯКОВЛЕВНА (1903-1976)
18 сентября 1903 в Санкт-Петербурге в семье инженера Якова Николаевича Тимошенко и домохозяйки Аполлинарии Петровны Тимошенко родилась Лидия Яковлевна Тимошенко, в будущем советский живописец, график, иллюстратор, литограф, член Союза художников СССР. В Псковском музее-заповеднике хранится 72 работы художницы. Они были переданы в музей ее сыном Кибриком Александром Евгеньевичем в 1980-е годы.
К 120-летию со дня рождения Лидии Яковлевны Тимошенко

ЕРМОЛАЕВ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ (1903–1982)
В истории советского изобразительного искусства творчество Б.Н. Ермолаева стоит несколько особняком, не вписываясь в обычные параметры так называемой ленинградской школы. Художник приобрел известность прежде всего как график, но его ранние живописные работы 1930-х годов представляют особый интерес. Исполненные в яркой индивидуальной манере, сложившейся не без влияния «клеенок» грузинского художника-наивиста Нико Пиросмани, которые Ермолаев впервые увидел на выставке в Русском музее (1930), картины этого периода запечатлевают сцены новой советской действительности в стилистике традиций наивного искусства.
К 120-летию живописца, графика и художника книги Бориса Николаевича Ермолаева

ГЕНРИХ ИППОЛИТОВИЧ СЕМИРАДСКИЙ (1843–1902)
Генрих Ипполитович Семирадский родился 24 октября 1843 года в польской семье села Печенеги Харьковской губернии. Одновременно с учебой на естественном факультете Харьковского университета он получил первые художественные навыки. Чувствуя в себе призвание художника, поступил в Академию художеств в Петербурге. В период обучения молодой Семирадский много раз был отмечен медалями и поощрениями за свои успехи.
К 180-летию художника Генриха Ипполитовича Семирадского

КУЗЬМА СЕРГЕЕВИЧ ПЕТРОВ-ВОДКИН (1878–1939)
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – одна из ключевых фигур в культуре 1920–30-х годов: живописец, литератор, теоретик искусства, педагог. Первые художественные впечатления были получены им еще в детстве в иконописной мастерской. Благодаря знакомству с архитектором из Петербурга Р. Ф. Мельцером и финансовой поддержке мецената Ю. И. Казариной, талантливый юноша поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге (1895–1897), а затем продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В Москве Петров-Водкин познакомился с творчеством художников-символистов, и с тех пор стремление выразить на холсте свое миропонимание, раскрыть духовную сущность образов станут стержнем его собственного искусства
К 145-летию художника К.С. Петрова-Водкина

ПРАСКОВЬЯ ИВАНОВНА ВАЖНОВА
Фигура художницы, о которой пойдет речь, во многом загадочна, ее имя и творчество не столь широко известны, а история жизни, которая пришлась на непростой ХХ век с его трагедиями, сломами и перипетиями, содержит немало белых пятен. Перед нами автор, чей творческий метод, основанный на крепком образовании сформировался под влиянием одного из крупнейших мастеров русского изобразительного искусства ХХ века П.Н. Филонова. Прасковья Ивановна Важнова – яркая представительница филоновской школы. Подробнее в материале, подготовленном старшим научным сотрудником Художественного отдела Н.В. Кушаковой.
К 120-летию художницы П.И. Важновой

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ВАХРАМЕЕВ
Один из самых ярких художников 1 половины ХХ века, Александр Вахрамеев, родился 13 марта 1874 года в Сольвычегодске Вологодской губернии в семье деревенского священника. Уступая желанию отца, он прошел курс обучения в Архангельской семинарии, которую окончил в 1894 году. Имея склонность к изобразительному искусству, уже через год, начал учиться в рисовальной школе княгини М.К. Тенишевой у И.Е.Репина. Через год Александр Иванович поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, которое окончил в 1904 г. Еще будучи студентом, он стал постоянным участником академических выставок.
К 150-летию художника А.И. Вахрамеева

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КУПЦОВ
Проходя по залам Картинной галереи Псковского музея-заповедника и оказываясь на 1 этаже, где располагаются произведения мастеров 1 половины XX века, нельзя не обратить внимания на два ярких полотна «Текстильщица» начала 1930-х годов и «Самолёты. Аэросев» 1931 года. Обе эти картины были написаны псковским художником Василием Васильевичем Купцовым.
К 125-летию художника В.В. Купцова

СОФИЯ ЛЮДВИГОВНА ЗАКЛИКОВСКАЯ
Художница София Людвиговна Закликовская вошла в историю русского искусства как интересный и самобытный мастер и как соратница Павла Николаевича Филонова, одного из лидеров русского авангарда, основателя, теоретика, практика и учителя аналитического искусства.
К 125-летию со дня рождения живописца, автора монументальных работ Софьи Людвиговны Закликовской