Коллекция керамики Псковского музея-заповедника
23.09.2021Коллекция керамики Псковского музея-заповедника включает экспонаты различные по назначению – от применявшихся в быту гончарных изделий до художественных авторских произведений; по времени – от археологических находок XIV столетия до изделий, выполненных уже в XXI в. По месту изготовления музейное собрание охватывает не только территории современной России, но стран СНГ – Дагестан, Узбекистан, Псков, Каргополь, Дымково, Филимоново и др. В настоящее время собрание керамики насчитывает более 1,5 тыс. предметов и отличается исторической значимостью и большим разнообразием.
Большинство вещей нашей коллекции относится к позднему времени XIX–XX вв. Это изделия гончарных промыслов, существовавших почти в каждой губернии: объемные массивные корчаги, «меденники» (в состав глазури входит медный купорос, бирюзовый цвет) с узорной полосой на плечиках, горшки-двойнята, миски, водолеи, чашки, кувшины, горлачи, бутыли с узким горлом и ручками, молочники и детские игрушки, чернолощеная, разнообразная поливная посуда. Все они знакомят нас с традиционными приемами художественной обработки: томлением, лощением, обваркой, глазурованием, ангобной техникой.
Томленые сосуды псковских гончаров дают нам представление о древнем способе обработки керамики, который получил наиболее широкое распространение в гончарстве XVII в. Черная матовая поверхность достигается при обжиге в сильно коптящем пламени и медленном остывании без доступа кислорода, для этого все отверстия в горне замазываются. Томление сочетается с другим приемом – лощением, когда на непросохшие стенки сосуда наносится узор гладким камешком – лощилом. После обжига простой геометрический орнамент отливает тусклым серебром на матовом фоне. Иногда лощат, то есть заглаживают, всю поверхность изделия. Тогда оно напоминает сосуды из металла.
Традиционно изделия покрывались бесцветными глазурями и расписывались цветными красками – ангобами. Часто изделия расписывались белым ангобом, либо с подкраской цветной глазурью.
На Псковщине получила распространение муравленая (с зеленой поливой) керамика. Она шла на изготовление домашней посуды, черепицы, применяемой для покрытия куполов православных храмов, простой облицовочной плитки, а затем и изразцов с узорами.
Изразец из керамического пояса барабана главки церкви Георгия со Взвозу. Псков, 1494 г. Поступил от Скобельцына Бориса Степановича.
Русское изразцовое искусство – одна из замечательных отраслей народного творчества. Изразцовые декоры создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских зданий, придавали им живописность, праздничность и нарядность.
С ХVII в. интерьеры украшались красивыми изразцовыми печами, что обеспечивало прочное существование псковскому керамическому центру. Изразцовые печи играли большую роль в украшениях интерьеров храмов, трапезных палат, парадных царских, княжеских и боярских теремов, а позднее, в XVIII–XIX вв., и в жилых помещениях горожан и зажиточных сельских жителей.
В условиях домашних мастерских псковский гончарный промысел просуществовал до середины 30-х гг. ХХ в., когда появились промышленные предприятия.
В Псковском музее-заповеднике хранится свыше трехсот произведений, представляющих удивительную область народного искусства - глиняная игрушка. Коллекция керамической игрушки формировалась благодаря стараниям научных сотрудников музея в ХХ столетии. Это замечательные, самобытные работы мастеров псковской, филимоновской, дымковской, дагестанской и архангелогородской игрушек. Разнообразие сюжетов, цветовых решений и пластических вариаций этих композиций заставляют забыть о том, что все они выполнены из одного материала – глины. Танцующие парочки, птицы и бравые солдаты филимоновского промысла, так не похожи на многофигурные яркие композиции Дымково, как и на работы псковских художников И.А. Городецкой или Н.В. Смазного. Однако вместе они создают то ощущение праздника и радости, которое мы долго храним в своих воспоминаниях о счастливом и беззаботном детстве.
Во второй половине ХХ в. керамические изделия вышли за рамки утилитарного значения, бытового и хозяйственного назначения, и стали предметами декора и художественного творчества. Конец ХХ и ХХI в. – это период творческого эксперимента в керамике, где отражаются многие направления современного искусства – поп-арт, гиперреализм, концептуализм, инсталляция и др. Произведения мастеров отличаются глубиной, выразительностью, романтичностью.
Современная псковская керамика изготавливается на малых предприятиях художественной промышленности и в авторских мастерских. Гончарные изделия Псковщины привлекают своей гармоничной пластикой, приземистыми пропорциями, близкими к древней Псковской архитектуре. Мастера восстанавливают былые традиции и хранят собственный уникальный псковский стиль.
Предметы, созданные вручную, помогают нам сохранять связь с прошлым, находить гармонию в настоящем и отвлекаться от виртуального мира.
Автор статьи: хранитель музейного фонда «Керамика», старший научный сотрудник Дерягина Светлана Александровна.