«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Лицевое шитье

02.06.2020

Коллекция памятников лицевого шитья XVI-XIX веков немногочисленная.. Однако предметы сохранили характерные особенности искусства русских мастериц. Лицевым шитьём на Руси украшали облачения священнослужителей, церковные знамёна, завесы царских врат, пелены, надгробные покровы, покровцы и воздухи. Особым мастерством вышивания владели насельницы монастырей и вышивальщицы великокняжеских мастерских, во главе которых стояли в разное время великие княгини Софья Палеолог, Соломония Сабурова, царицы Анастасия Захарьина, Ирина Годунова. СXVI века начинают цениться изделия, выполненные в Строгановских светлицах.

Кроме вышивальщиц, в создании изделий участвовали иконописцы «знаменщики», «травщики» и «словописцы». В отличие от иконописания, вышиванием в русских мастерских занимались только женщины. Из тканей чаще всего использовали камку, тафту, атлас, нити – шелковые, серебряные и золотные (золоченное серебро). «Личное», то есть лицо и обнаженные части тела, вышивались шёлком, «доличное» - одежды, архитектура еще и серебряными, золотыми, золотными нитями ,украшались драгоценными камнями. В конце XVIII и в XIX веке при создании шитых образов всё чаще стали применять краски, которыми пишут лик и руки. Многие памятники из коллекции Псковского музея являются вкладными в монастыри и церкви, как малая пелена «Три святителя» или пелена «Благовещение». Крупноформатные шитые произведения, такие например, как плащаницы приравнивались к значительным денежным пожертвованиям.

Благодаря собирательской деятельности архиепископа Арсения (А.Г. Стадницкий) в музее церковно - археологического Комитета Пскова с начала XX века начинает складываться коллекция лицевого шитья, постепенно пополнявшаяся, особенно активно в 20-ые годы столетия уже в Псковском краеведческом музее.