«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

​Псковские вышитые полотенца второй половины ХIХ – начала ХХ вв.

09.09.2020

Роль полотенец в быту и ритуалах русского человека на протяжении многих столетий была очень значительной. Ими украшали красный угол в избе, они участвовал в свадебном обряде, их дарили, на полотенце принимали новорожденного, на полотенце же опускали гроб в могилу.Поэтому полотенца украшались не только нарядно, но очевидно, что их орнаментика имеет разнообразный символический смысл.

Из распространенных техник в псковской коллекции встречаются следующие: «роспись», «тамбур», «крест», «гладь», и «по выдергу». При этом наиболее распространенные приемы украшения полотенец – вышивка. Вышитые вещи считались оберегом, так как еще с древности полотно было символом жизни, где сплетенные нити – это судьбы людей, а вышитый узор на полотне -божественная помощь, оберег для того, кто пользуется этой вещью. Цвет полотенец всегда белый, в народе он был связан с представлением о свете и небе, что олицетворяло счастье и изобилие. Поэтому белая холстина – базовая ткань для русской вышивки имеет свое символическое значение. Красный цвет вышивки связан с цветом крови, души.

В музеях вышивку стали собирать и изучать только во второй половине ХIХ века, поэтому более древних образцов практически нет ни в одном российском музейном собрании.

Узоры Псковской вышивки созвучны памятникам русского севера, с преобладанием особых мотивов животного и растительного миров. Для большинства орнаментов характерна симметричность. В Псковской губернии все швы выполнялись красной нитью по холсту или белой по кумачу, иногда с небольшим вкраплением дополнительных цветов.

Существует две разновидности техник вышивки – счетная, идущая по счету нитей ткани (она более древняя). К этой разновидности относятся роспись, крест по счету нитей ткани, счетная гладь, несчетная, которая ведется по контуру рисунка, нанесенного на ткань, т.е. тамбур. А несчетная – та, что ведется по контуру рисунка, нанесенного на ткань, к которой относится тамбур, несчетная гладь, крест по канве.

Орнаменты вышивки, как правило, бывает двух видов: геометрический и сюжетный. Геометрический – наиболее древний, организованный прямыми или волнистыми линиями, кругами, клетками, крестами, квадратами, известен по искусству первобытного общества. Символические значения так же сохранились от того древнего периода. Так прямая горизонтальная линия означает землю, волнистая – воду, крест – огонь, ромб и круг – солнце. Часто встречается мотив круга, ромба или шестигранника с лучистым обрамлением в виде четырех или более пар лучей с загнутыми концами. Такой ромб, дополненный изображением крючков – символ плодородия.

Конечно, со временем (к концу XIX столетия) древние знаки превратились в чисто декоративные мотивы. Когда в начале ХХ столетия участники собирательских экспедиций спрашивали мастериц, почему они вышили тот или иной узор, те часто отвечали: «…так бабка и мать мои вышивали, так и я вышиваю».

При описании техник, в которых выполнена вышивка полотенец Псковского музея следует, прежде всего, остановиться на технике «по выдергу», так как в ней вышито самое большое количество памятников - 59.Большая часть вышивок в таких полотенцах имеет орнамент геометрический или растительный. Это обычно ромбы или квадраты, иногда с вписанными в них цветками, или вазоны с цветами, вьющиеся стебли (илл.1-4).

Но наиболее распространен мотив дерева. По старинному преданию, мир начался с дерева. Ствол его – ось Вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. К тому же дерево в крестьянской жизни было незаменимо – это и строительный материал, и материал, из которого делалась домашняя кухонная утварь, дерево еще и одевало, и кормило. И не только плодами. Клен давал сахар, кедр – масло, береза – сок… Дерево и лечило. Хвойные – цингу, береза – простуду…, то есть дерево – это и дом человека, и пища, и одежда, и обувь, и первый материал для письма – береста. Оно участвовало в самых разнообразных обрядах, поэтому так часто крестьянки вышивали на полотенцах древо жизни.

Вторая по численности образцов техника полотенец Псковского собрания – «крест». Здесь тоже нередко встречается геометрический или стилизованный растительныйузор, либо в сочетании друг с другом. Интересно полотенце из коллекции Б.С.Скобельцына, где геометрический орнамент располагается полосами: широкая полоса ромбов сзаполнением (символ засеянного поля, достатка, изобилия), затем полоса розеток с крестиками внутри, а между полосок – розы с ромбами, соединенные между собой.

Как и в геометрическом, так и в сюжетном узоре постепенно утрачивался смысл узора, и он все более приобретал чисто орнаментальный характер. Но, как и в других северных областях, Псковская сюжетная вышивка сохранила в более чистом виде древнюю орфографию. Композиция узоров псковской вышивки чаще всего трехчастная, хотя целых трехчастных сцен в вышивке конца ХIХ - нач. ХХ вв. немного. На полотенцах вышивка помещается на концах во всю ширину полотна. Сцена обычно состоит из главной центральной фигуры и двух стоящих по сторонам и обращенных к ней. Изображения лишены подробностей, геометризованный рисунок передает самые общие черты.

Одновременно в вышивке часто встречаем сюжеты с птицей «пава». Вероятно, этот образ пришел из Византии, где подобные птицы изображались в рукописях, и откуда перешли в вышивку.

Полотенец, где изображения птиц, так или иначе сочетаются с женскими фигурами, иногда с другими деталями, являющихся самостоятельными сюжетами вышивки, например, виноградной лозой в собрании музея несколько десятков.

С середины ХIХ века в вышивке появляются реалистические мотивы и бытовые сюжеты. К началу ХХ века – это направление занимает значительное место в вышивке на полотенцах. В частности, часто изображают людей в танцующих позах. В многофигурных композициях, где наряду с танцующими изображены балалаечники и деревья. На конце одного из подобного полотенца вышита надпись: «Пляши, Ворошка, на моей пирушке». Точно такая же надпись и на другом полотенце с изображением танцующих людей (возможно, тот же район изготовления).

Интересными образцами в музейном собрании представлена такая техника вышивки, как «тамбур». Слово «Тамбур» французское, в переводе означает «барабан», так как для этой вышивки в ХIХ веке были введены круглые пяльцы, с натянутой на них тканью и все конструкция напоминала верх барабана. Русское название этой техники «в петлю» или «в цепочку» («в цепки»). Это название отражает характер шва, состоящего из цепочки петелек, выполняющихся с помощью крючка в пяльцах, или обычной иглой, без пялец. Это может быть и игла с крючком на конце, которой продергивают сквозь холст нитку, образующую на лицевой поверхности холста ряд мелких, прилегающих друг к другу петелек. Такой шов еще образно называют тройкой, или мышиной тройкой. Тамбур позволяет вести узор произвольно, независимо от нитей строения ткани, поэтому здесь много растительных мотивов.В этой технике также один из самых распространенных узоров – древо, символизирующее связь нижнего, «исподнего» мира, земли и всех 9 небес.

Часто в вышивке встречается изображение не символической птицы – павы, а петуха. Русские крестьяне в древности верили, что когда петух перестанет петь, наступит кончина мира, голос его уже не вызовет солнца, и вселенной овладеет нечистая сила мрака и холода.

В собрании Псковского музеяхранятся так же образцы, выполненные в технике «роспись». В этом случае на ткань накладываются одинакового размера по счету нитей холста небольшие стежки, расположенные совершенно одинаково на обеих сторонах холста. Это двухсторонний шов, похожий на крест. Он довольно сложен в исполнении, поскольку идет по счету нитей, что придает узорам нежность, воздушность.

В этой технике встречается больше всего сюжетных композиций. Часто вышивальщицы снимали узоры со старинных образцов, внося в них новые черты, взятые из окружающего мира. В ряде полотенец мы видим изображение женских фигур в сочетании с древами, птицами, конями. Это традиционный, идущий от древних славян образ Макошь – богини плодородия, покровительницы дома и его «Берегини». Существует ряд вариаций изображения женской фигуры. Если руки ее подняты вверх, это «дева», если опущены или положены на талию – «мать».У «девы» голова просто лучистая, а у «матери», как правило, с двумя длинными загнутыми лучами. Иногда женщине держит в руках поводья двухголовых коней с всадниками – жрецами, и кони символизируют смену времен года. (по мнению некоторых исследователей кони – это жрецы Мокоши, а ее служители – Перун и Стрибог). Держа в руках поводья коней, женщина как бы властвует над ними.

Женская фигура может иметь обобщенный характер изображения, с помощью геометрических элементов: ромбовидная голова, юбка – треугольник… В других случаях мы видим уже не обобщенные геометрические формы, а детализацию -разделку лица, на руках обозначены пальцы.

Не менее интересны в музейном собрании полотенца, выполненные в технике «гладь», где наиболее распространенны природные мотивы вышивки, но чаще всего изображаются не конкретные виды растений, а создается собирательный образ дерева или цветка, то есть в основе композиции стилизованный растительный орнамент - цветы, вьющиеся ветки с листьями, стилизованные кусты. И только одно полотенце в технике «гладь» вышито в реалистическом ключе. На одном конце изображен стоящий возле избы крестьянин, на другом – корона, а под ней надпись: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за царя, за Русь». На таких полотенцах выносили хлеб-соль, провожая в солдаты.

Завершая обзор полотенец Псковского музея с вышивкой прежде всего следует отметить, что при имеющимся своеобразии памятников, созданных в разных регионах Псковской области, в них больше общего. И неудивительно, ведь русская народная вышивка уходит своими корнями в глубокую древность. В орнаменте псковской вышивки отражены особенности разных эпох.Геометрическая символика – от первобытного времени, мифологические сюжеты – от язычества, из средневековья пришли вещие птицы, а ХIХ век пробудил интерес к окружающей жизни. С течением времени менялся смысл древних изображений, из магических знаков они превратились в декоративные узоры. Происходили сложные совмещения и трансформации разновременных по происхождению элементов.

Вместе с тем, например, по сравнению с Новгородом, композиции узоров в Псковской вышивке менее монументальны, чаще встречаются разные варианты мотива женской фигуры и древа. Древо в Псковской вышивке нередко изображается в виде изогнутого стебля, расположенного горизонтально, с равномерно отходящими от него листьями или цветами. В Псковской вышивке часто встречаются мотивы круга, ромба или шестигранника с лучистым обрамлением в виде четырех или более пар лучей с загнутыми концами. Этот мотив обычно выносится в подузор основного узора.

Одновременно Псковская сюжетная вышивка сохранила в более чистом виде древнюю иконографию, чем, например, на юге или в Средней России.

Коллекции полотенец Псковского музея дает широкое представления об особенностях и закономерностях этого истинно народного искусства – искусства вышивания.