Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
100 лет картинной галерее

Русское художественное серебро XVI - XIX веков

Коллекция серебряных изделий Псковского музея-заповедника — одна из крупнейших в стране. В ней представлены произведения мастеров серебряных дел XVI — XX веков из разных городов России, а так же творчество западноевропейских ювелиров.

Выдающиеся достижения псковских мастеров XVI — XVII веков демонстрируют разнообразные предметы церковной утвари: литургические сосуды (потиры, дискосы, блюда, тарели и т. д.), оклады икон и Евангелий, кресты, панагии, образки. Древнейшие формы и орнаментальные мотивы, традиционно в них сохраняющиеся, позволяют прикоснуться к источникам, уходящим в глубь столетий. Прекрасно владея всеми техническими приемами (ковка, литье, чеканка, филигрань (скань), эмаль), псковичи проявили особенный талант и привязанность к резьбе по металлу. В этой неброской, лишенной внешнего эффекта технике, выполнено большинство псковских изделий. Выразительность рисунка достигается за счет умело найденных оттенков плоскостной резьбы — от легкого штриха, уподобленного рисунку пером, до «оброна», создающего рельефное изображение. Таков рисунок на прекрасных блюдах и дискосах со сложными сюжетными композициями в зеркале и богато орнаментированными бортами, в которых каноничная надпись превращена в изящное и щедрое на выдумку узорочье. Дивное по мастерскому исполнению Богородичное блюдо 1549 года с изображением «Знамения» в среднике — памятник мирового значения.

Несмотря на немногочисленность псковских изделий, мы можем говорить об их своеобразии. Они не менее оригинальны, чем знаменитые псковские иконы и архитектура.

Необычны по форме псковские панагии: двенадцатигранные со скаными ажурными выступами — «коробцами», украшенные по острию граней розетками и цветочками с разноцветными камнями. В центре под выпуклым хрусталем («кабошоном»), выполняющем роль своеобразной линзы, помещены образки, среди сюжетов которых особенно часто встречается «Троица» — палладиум древнего Пскова.

Талантливо работали псковские серебряники в технике скани. В экспозиции показаны изделия XVI — XVII веков с характерными для Пскова орнаментальными мотивами обращенных в разные стороны завитков из гладкой проволоки, напоминающих травы (очелье Богоматери) или лосиные рога (панагии), на фоне мелких сканых кружков. В этот узор гармонично вписываются пятна синей и зеленой эмали.

Особенной красотой пропорций, легкостью и изяществом рисунка, слаженностью цветового сочетания эмалей отмечен крест 1603 года из Снетогорского монастыря. Записи о вложенных в него мощах наполнены живым дыханием времени — они доносят говор средневекового псковича, например: " камень, как Елисавеф бегла со младенцем, ино гора поступилася ей«. Среди немногих датированных изделий представляет интерес большой напрестольный крест 1521 года, покрытый великолепным басменым окладом и имеющий вкладную надпись с любопытными диалектными нюансами так называемого «цоконья» — «при казнацеех Кондратьи великом».

Серебряные изделия XVII века сохраняют лаконичную, обобщенную манеру резных изображений, однако появляется все больше реалистических черт, рождаются новые образы, почерпнутые в жизни. (Дискос с сюжетом «Снятие со креста» и группа потиров со сценами «страстей» на поддонах).

В XV-XVI веках во многих русских городах процветало искусство мелкой пластики — миниатюрной резьбы по дереву, камню, кости, перламутру. В экспозиции представлены изделия из различных художественных центров Руси, монастырских мастерских — Пскова, Новгорода, Москвы (образки, нагрудные кресты, складни, панагии).

Среди экспонатов заметное место занимает питьевая посуда: ковши, кружки, стаканы, кубки, стопы, чарки. Здесь можно увидеть и один из самых древних металлических ковшей новгородской работы (XV век), принадлежавших новгородскому архиепископу Евфимию, и московской работы наградной ковш, «пожалованный» в 1689 году псковскому купцу Сергею Поганкину. В Москве же выполнены массивные стаканы, украшенные надписью вязью в клеймах — «свитках», говорящей об их владельце — царевиче Федоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного.

В XVII веке лучшие творческие силы сосредоточены в Москве. Среди изделий, выполненных здесь в это время, внимание привлекает огромное напрестольное Евангелие работы мастеров Оружейной палаты, великолепных чеканщиков и эмальеров.

Центром экономической, политической и культурной жизни страны в XVIII веке стал Петербург. В экспозиции показаны предметы культового и светского серебра новой и старой столиц, выполненные как безымянными, так и очень известными мастерами и демонстрирующие разнообразие стилей эпохи (барокко, рококо, классицизм и т. д.)

Изделия западноевропейских мастеров органично завершают экспозицию: оживленная торговая связь с Европой не только давала возможность псковичам знакомиться с новыми достижениями мировой культуры, но и использовать западные изделия в своем быту. Здесь можно познакомиться с работами серебряников Германии, Голландии, Швеции, Франции XVII — XVIII веков.

Показанные в экспозиции изделия — лишь капля в море произведений мастеров — серебряников, хранящихся в музеях страны.
Особая ценность — творчество русских художников, радующее и сегодня гармонией форм, богатством орнамента, тонким вкусом, искусным выполнением.