«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Стекло

27.07.2020

В собрании стекла Псковского музея около 500 изделий из этого хрупкого материала, от ХVIII до ХХ вв. Экспонаты нашей коллекции позволяют посетителям познакомиться с изготовлением гутного стекла, особенностями живописи на стекле, с изделиями в технике выдувания в формы, с изготовлением цветного стекла, родоначальником которого был М.В. Ломоносов, техникой алмазного гранения, накладного стекла, росписи на стекле путем травления, изготовления предметов массового производства способом прессования, использованием советскими художниками неограниченных возможностей в производстве сульфидного цинкового стекла.

В музейном собрании есть несколько предметов из довоенной коллекции, но большая часть приобретена научными сотрудниками музея в послевоенное время.

Самое раннее изделие в нашей коллекции – штоф четырехгранный ХVIII в. Императорский завод (мастер Кучумов). Приобретен у О.К. Аршакуни. Из коллекции Ю.П.Спегальского. Зеленое стекло, с живописью на поверхности стенок. Изделие относится к так называемому «народному стеклу».

Иногда стремление угодить «народному» вкусу принимало причудливые формы. В нашем собрании – несколько бутылок в виде медведей, стоящих на задних лапах. (Поступили из разных источников – из довоенного собрания, из раскопов, от частных лиц во время экспедиций). Одна – в виде мужика с балалайкой. Техника, в которой изготовлены эти изделия – гутное стекло. (Название от маленьких мастерских – гутов, на Черкасчине, Украина , ныне гутами называют специальные стекловаренные печи). Особенность ее – в изготовлении изделий свободным выдуванием без применения специальных форм, обычно используемых на стекольных заводах.

Из коллекции Ю.П. Спегальского поступили бокалы мелового стекла. В стилевом отношении они близки к стилю барокко. Изготовлены на императорском заводе под стилевым воздействием чешского хрусталя. Рисунок сделан в технике матовой гравировки.

Есть в коллекции несколько керосиновых настольных ламп, отличающихся большим вкусом художественной обработки стекла, и два фонаря: фонарь нач. ХХ в., в стиле «Модерн». В это время французской фирмой Галле был применен способ травления плавиковой кислотой на стекло различных рисунков, вскоре освоенный на русских заводах. Этот способ оказался тесно слитым с определенной художественной интерпретацией: изображением на приглушенном фоне ползущих цветов, что вообще характерно для стиля «Модерн» с его тягучими линиями. В то время многослойность достигалась вдуванием заготовки, сделанной из стекла одного цвета, в заготовку из стекла другого цвета. Этим же способом изготовлен и другой фонарь, из зеленоватого стекла /Он изготовлен способом «галле» - травления рисунка плавиковой кислотой, применяемой для плавления стекла. По периметру изображена охотничья сцена, видимо, он висел когда-то над входом в помещичий охотничий домик.

В 1940 г. в Ленинграде был создан экспериментальный завод по внедрению новых методов обработки стекла. В музейном собрании есть образцы этих изделий. В них мы видим большое разнообразие авторских почерков, манер, новаторские решения в области цвета, пластики декоративных форм.

Завод Гусь Хрустальный. основан в Мещере, на реке Гусь (63 км к югу от Владимира). В 1756 г. купцы Мальцовы начали строительство хрустального завода. Потомки Мальцовых также занимались заводом. К началу ХХ в. Гусь Хрустальный стал крупным фабричным поселком. В 1918 г. предприятия были национализированы. В советский период изделия не раз представлялись на престижных международных выставках.

Сувенирный шлем, из нашего собрания изготовлен на Гусь-Хрустальном заводе и подарен Пскову к 1100-летию со дня первого упоминания в летописи.

В одной из экспедиций по районам Псковской области приобретены две оригинальные стеклянные мухоловки конца XIX в.

Итак, в собрании музея представлены изделия, позволяющие проследить историю стекольного дела и технологии стеклоделия в России от ХVIII до ХХ вв.