Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Выставка, посвященная памяти Анатолия Борисовича Алешина

06.10.2009

4 августа в 16 часов в выставочном зале фондохранилища «Дом Массона» (Комсомольский, 6) открывается выставка, посвященная памяти Анатолия Борисовича Алешина, творческая жизнь которого более 30 лет связана с Псковом и реставрацией памятников живописи нашего музея.

Под руководством Анатолия Борисовича отреставрированы десятки картин Псковского музея, которые вошли в постоянную экспозицию музея «Русская живопись 18-20 веков», создававшуюся при его непосредственном участии, а так же многочисленные выставки у нас в стране и за рубежом. Ряд произведений, благодаря научным поискам А.Б.Алешин атрибутированы, датировки некоторых уточнены или подтверждены.

Открывающаяся выставка представляет незначительную часть того, что спасено под руководством А.Б.Алешина его учениками - 25 произведений русской и западноевропейской живописи 16-19 веков.

АЛЕШИН АНАТОЛИЙ БОРИСОВИЧ

17.07.1945 – 7.01.2009

В день Рождества Христова – 7 января 2009 года ушел из жизни после продолжительной и тяжелой болезни наш коллега – известный петербургский реставратор живописи Анатолий Борисович Алешин, кандидат искусствоведения, профессор, художник – реставратор высшей квалификации, член Комиссии Министерства культуры по аттестации реставраторов музейных ценностей, член редколлегии и постоянный автор журнала «Реликвия (реставрация, консервация, музеи)».

Отечественная реставрационная школа с его смертью понесла невосполнимую утрату.

Анатолий Борисович был одним из основателей отделения реставрации живописи в Санкт-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской Академии художеств, где более тридцати лет – с 1973 года и до последних дней своей жизни, преподавал теорию, методологию и практику консервации и реставрации станковой масляной живописи.

Воспитанник реставрационной школы Государственного Эрмитажа, Анатолий Борисович всю свою жизнь прививал будущим художникам – реставраторам любовь к профессии, учил понимать произведения искусства и уважать их подлинность, историческую и художественную ценность.

Анатолий Борисович был строгим и доброжелательным педагогом, делившим свое мастерство и знания не только с учениками, но и со всеми коллегами – реставраторами. Он принимал участие в работе многих реставрационных советов Санкт – Петербурга, был одним из организаторов секции реставраторов в Санкт - Петербургском Союзе художников, курировал молодых специалистов. Его ученики ныне работают не только в Русском музее, Эрмитаже, ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря, в музеях по всей России, но и во многих европейских странах.

Профессор Анатолий Борисович Алешин внес значительный вклад в развитие реставрационной науки. Он стал автором первой отечественной монографии «История реставрации масляной живописи в России»(1989), открывшей новую страницу в изучении истории реставрации. Будучи тяжело больным, успел завершить многолетнюю работу над учебником по консервации и реставрации станковой масляной живописи, который вскоре должен будет увидеть свет, а также над словарем реставрационной терминологии. Его перу принадлежат десятки научных публикаций по проблемам атрибуции живописи, истории и этике реставрации, блестящие монографии о художниках – нащих современниках.

В 90-е годы публикация статей профессора Анатолия Борисовича Алешина в британской и американской прессе произвела переворот в представлении европейских и американских ученых и искусствоведов о современной реставрационной школе России. Анатолий Борисович ушел из жизни, находясь на вершине творческой и научной деятельности. Окружающие воспринимали его как патриарха российской реставрации. Он знал все и всех в своей области, имел со всеми контакт и знал о работах каждого. А свою деятельность он воспринимал как служение – будь то работа со студентами, чтение лекций, обходы, ежегодная практика во Пскове, реставрация предметов, написание статей, книг, редактирование чужих текстов. Все, что было связано с реставрацией, было для него важнее всего.

Память об этом замечательном человеке сохранится в его учениках, в его книгах и учебниках, по которым будут учиться новые поколения реставраторов.