С 30 октября 2021 г. при входе в музейные объекты посетителям старше 18 лет необходимо предъявлять QR-код, подтверждающий прохождение вакцинации против COVID-19, либо QR-код, подтверждающий перенесение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в течение последних 6 календарных месяцев и паспорт гражданина РФ. x
5 причин посетить Псково-Изборский музей
*
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
100 лет картинной галерее

К юбилею певца радости - художника Константина Коровина

23.11.2021

Его полотна можно увидеть в Эрмитаже, Третьяковской галерее и даже в Лувре. И... в Псковском музее!

Влюблена… в Константина Коровина

(1861 - 1939)

…В его всепоглощающее оптимистическое желание жизни, в его весёлый нрав, в умение сохранять друзей, в его бесспорный талант увидеть значимое в малом и понять грандиозный замысел природы.

Портрет Константина Коровина кисти Валентина Серова, 1891 год

Портрет Константина Коровина кисти Валентина Серова, 1891 год. ГТГ

А она сумела захватить его целиком и создать настроение «как если бы её изменения были слиты с душой». Молодого человека впечатляло всё: и гроза, и мрачная непогода, и таинственный сумрак. Его удивительное чутьё и погружение в естество окружающего мира помогали ему с детства не сломаться и обрести твердую почву под ногами.

С ранних лет он обладал сильным характером, который помог мальчишке выжить в тяжелой болезни, встать на ноги, сохранив незлобивость и страсть идти вперёд своим путём, не оглядываясь на злобу, косые взгляды, и не помня неудачи.

Блестящий мастер пейзажной живописи, замечательный портретист и театральный декоратор, основатель русского импрессионизма в будущем, в ранней юности даже не мыслил себя на этом поприще.

«Северная идиллия», 1892 год

К. Коровин «Северная идиллия», 1892 год. ГТГ

Его отец хорошо рисовал карандашом, в их доме была большая библиотека, где на огромных стеллажах стояли книги. Любознательный отрок с большим любопытством любил их листать, особенно разглядывая картинки. Любовь к чтению и рисованию родители привили ему с раннего детства.

Константин и Сергей Коровины, 1860-е

Константин и Сергей Коровины, 1860-е гг.

Будучи совсем маленьким, он с наслаждением смотрел на разложенные коробочки и краски на столе матери. Она рисовала в альбом «хорошенькие картинки - зиму, море», от которых он «улетал куда-то в райские края». Он рисовал всё свободное время, и ему никто не препятствовал. Обладая зорким глазом, подмечая то дома, наполовину ушедшие в землю, то закат солнца, то игру и блики росы на проснувшихся цветах, сумел сохранить в памяти своё ощущение свежести и легкости движения воздуха, отразив их в своих будущих работах. Имея смелость и самостоятельность, он всегда работал так, как ему хотелось, не подчиняясь времени, и в поисках своих достижений в живописи, был сам себе меценатом.

Несмотря на юные лета, рано сумел понять и принять жизнь, как она есть, стремясь идти шаг за шагом, умело воспринимая реальность, опираясь на детские воспоминания, воображение и легкость общения с тревожным миром, никогда не забывая о мечтах и поэзии.

Окунаясь полностью и без остатка в джунгли русского леса, дни напролёт пропадая на охоте, с обожаемой собакой и сорванцами-друзьями, он и подумать не мог, какие встречи ему предстоят в его долгой жизни, и какие восхитительные картины, наполненные светом и воздухом, он оставит этому миру. Его жизнь и творчество проходили в эпоху, богатую историческими событиями, судьба свела мастера с выдающимися людьми своего времени - художниками и актерами, театральными деятелями, меценатами, многие из которых стали его близкими друзьями: Михаил Врубель, Валентин Серов, Исаак Левитан, Федор Шаляпин, Савва Мамонтов - глыбы русской художественной культуры были для него сотоварищами в длительных и шутливых разговорах, в творческом хулиганстве и поиске новых художественных идей.

Савва Мамонтов играет на рояле Илье Репину, Василию Сурикову, Константину Коровину, Валентину Серову и Марку Антокольскому © РИА Новости

Савва Мамонтов играет на рояле Илье Репину, Василию Сурикову, Константину Коровину, Валентину Серову и Марку Антокольскому © РИА Новости

С теплотой на протяжении всей жизни он вспоминал своих гениальных друзей, непременных участников встреч, споров и походов. Серов не был охотником, но часто ходил с Коровиным на охоту за компанию, постоянно удивляясь, почему Константин с охотниками-крестьянами в дружбе. Коровин любил Серова за острый ум, Валентин Александрович часто гостил у него и замечал, что Константин чувствовал себя с крестьянами как с самыми близкими родными, и Серова, называвшего их «страшный народец», это всегда изумляло. Он бесконечно любил своих друзей, восхищаясь их талантом. Вот как в одном из своих рассказов он пишет о Михаиле Врубеле: «…великий художник, кончивший Петербургский университет, два факультета, с золотыми медалями. И вот - он никому не нужен… Никто как-то не понимал его созданий. Как-то делалось одиноко и жутко. Зачем все академии художеств, искусства? Брань невежественных газет, критиков…»

Если вы посмотрите на фотографии Константина Алексеевича, то на всех снимках увидите его веселые глаза, улыбку, чуть скрытую в усах, взъерошенные волосы сродни его неспокойному темпераменту. И весь он ладно скроенный, не богатырь, но видно, что человек бывалый, крепкий и цельный. Закалка с ранних лет, крепкая поступь по лесам, одержимость познания сделали свое благотворное дело.

Константин Коровин. Крайний Север. Панно для выставки в Париже в 1900 году (Русский выставочный павильон).
28 панно от 3 до 12 метров, рассказывающих о жизни народов Российской Империи.

Коровин оставил большое художественное и литературное наследие, которое сложно переоценить. Он считал, что настоящий художник не может не быть поэтом.

Оставаясь сердцем и душой на родине, в эмиграции он открыл в себе ещё один талант - к известности художника прибавился и талант писателя. Его удивительные рассказы, смешные и трогательные, ироничные и наполненные поэзией, способны завладеть вами, погрузив в эпоху, в беседу, в горе и очищение.


В Париже у него была маленькая мастерская. Вдали от Родины Константин Коровин завершил свои мемуары, начатые еще в годы революции. Продолжая писать автобиографические рассказы, удивляя читателей своей пронзительной правдой, он легко и просто описывал родные уголки и пейзажи России, по которой тосковал на протяжении всех лет, находясь на чужбине.

Среди, в большинстве своем, легких, ироничных повествовательных историй из жизни, рассказ «Колька» способен вынуть душу. На нескольких страницах художнику удалось изобразить жизнь чудовищно изломанной и истерзанной семьи. Через судьбу юного паренька, будто взмахами кисти, он сумел метко описать и всё сказать, единственно верным словом, не расплываясь на длинные определения и раскачку. Не давая опомниться читателю, он завершает лаконично и страшно, и за многоточием в конце уже ничего не следует, это именно тот финал, исправить который уже невозможно.

В своих рассказах он зачастую описывает историю создания некоторых своих художественных произведений. Так произошло и с незаконченным портретом режиссера Евгения Вахтангова. Как непрофессиональному литератору удалось соединить шутку, иронию и щемящую тоску, отчаянье и ностальгию? Портрет прекрасного режиссера Вахтангова был написан художником за день до ухода молодого режиссера: «Худой красавец, еще молодой, лежал на постели. Я положил фиалки к его красивым бледным рукам. Он пристально смотрел на меня, когда я писал. В его прекрасных глазах была видна смерть…»

Портрет Е.Б. Вахтангова. 1922 год (не окончен)

К счастью, в собрании Псковского музея есть несколько произведений художника.

Эскиз декорации к «Лебединому озеру» 1911. Картина, небольшая по размеру, поступила из частного ленинградского собрания, от Рыбаковой, в 1973 году. Слева вверху есть дарственная надпись: «Милому другу П.И. Мельникову от Коровина Константина на память. Лебединое озеро 1912 августа». Пётр Иванович Мельников (1870-1940) - режиссер частной оперы (1896-1900), затем петербургского Мариинского театра, Большого театра (Москва).


Художники, пришедшие в музыкальные театры в начале ХХ века и конкретно в балетные труппы обогатили их достижениями современного изобразительного искусства, принесли туда высокую живописную культуру, добиваясь целостности картины на сцене на протяжении всего спектакля единством декораций, освещения, костюмов, музыки и танца. Это было необычно и непривычно для публики, зрители зачастую находились в эстетическом ошеломлении. Таких художников было достаточно: Леон Бакст, Александр Головин, Александр Бенуа и другие, и, конечно, Константин Коровин. Живописец, как все Мирискуссники*, в поисках изящной художественности и эстетики, видел главную цель декораций именно в органичном сочетании со всем действом, происходящем на сцене. Единый ансамбль драматического представления с музыкальным звучанием и оформлением. Коровин стремился передать общий эмоциональный настрой спектакля, создавая декорации и костюмы в своей импрессионистической манере, являясь последователем импрессионистов в русском искусстве и одним из первых русских художников, работавших в этом направлении.

Константин Коровин. Эскиз костюма князя Игоря для постановки оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» в Мариинском театре. 1909. Музей Большого театра.

В Императорских театрах он оформил свыше 100 постановок в Москве и Петербурге, в том числе и спектакли для Русской частной оперы С.И. Мамонтова. Коровин выстроил и воплотил принципиально новую для театра роль художника-соавтора спектакля. Его врождённая музыкальность позволяла соотнести особенности звучания и ритма. «Краски, аккорды цветов, форм — вот эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы», — говорил сам художник.

Двор таверны. Эскиз декорации к балету Л. Минкуса «Дон Кихот».
Большой театр, 1900 г. Бумага на картоне, темпера, гуашь. 49,2 х 66 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

Открывая для себя неведомый прежде мир балета, работая с хореографами, он отказывался от традиционных костюмов, причесок. Нарушал симметрию на сцене, что позволяло усилить впечатление динамично развивающегося действия. Это казалось смелым и дерзким, не все артисты соглашались со столь оригинальным подходом, отказываясь облачаться в новые сценические одежды, вызывающие фурор у зрителей во время зарубежных гастролей.
Принеся на императорскую сцену лучшее, что было в русской живописи начала ХХ века, художник раскрыл невероятные для того времени возможности декорационного оформления, указав направление будущему сценографии.
В маленьком эскизе из нашего собрания чувствуется настроение неуловимой таинственности, хрупкости и недосказанности. В легком тумане, сквозящем розовым и золотистым, у голубого зыбкого озера, среди зеленеющих прибрежных трав, склоненных к воде, парит в прозрачном воздухе сказочный замок с зардевшимися от предрассветного зарева стенами. Блики красного цвета как мерцающие огни, блуждающие по плотному голубому с зеленым тону. Музыка балета о любви и верности преобразуется под кистью художника в сияющий чистотой цвет, танцующую легкость быстрого мазка, воздушность предметного очертания.

В фондах Псковского музея находится еще один небольшой этюд 1902, от Чирковской Т.В. Отрадное. Слева внизу: Отрадное. Справа внизу: К. Коровин 1902


Березовая роща в ветреный день, вдали – небольшая водная гладь. Художник уловил мгновение состояния природы, оживлённое ветром. Свет, проницающий сквозь тонкие стволы деревьев, становится главным. Таинственное и прекрасное поддерживается свежестью и чистотой цвета. С детства ощущая в природе нечто фантастическое и прекрасное, на протяжении всей жизни мастер не уставал наслаждаться её красотой.

«Как прекрасны вечера, закаты солнца, сколько настроения в природе, её впечатлений. Эта радость, как музыка, восприятие души. Какая поэтическая грусть».

Когда у вас выдастся свободный вечер, обязательно перелистайте альбомы К.А. Коровина и прочитайте его рассказы, особенно с детьми, друзьями, вслух. Вы получите мощный эмоциональный заряд и желание думать и вспоминать прошедшее и ушедших и, наслаждаясь жизнью, идти дальше, весело смотря вперед, как это умел Константин Алексеевич Коровин - удивительный художник, рассказчик и человек не только своей эпохи.

Текст написала начальник художественного отдела Алексеева О.А.

*художественное объединение и журнал «Мир искусства» – значительные явления в русской культуре Серебряного века, ярко выражавшие одну из существенных эстетических тенденций своего времени.