5 причин посетить Псково-Изборский музей
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
100 лет картинной галерее

​К 190-летию со Дня рождения художника Николая Ге

27.02.2021

«Всюду вносил с собой этот бодрый человек свое особое настроение; настроение это можно назвать высоконравственным весельем. При взгляде на его красивую, стройную фигуру, прекрасные благородные черты лица, открытую голову философа вас обдавало изяществом. И вы невольно приходили в хорошее расположение духа. Когда же раздавался его приятный, задушевный голос, всегда мажорного тона, вы невольно и уже на все время беседы с ним чувствовали себя под обаятельным влиянием этого в высшей степени интересного художника», – из воспоминаний И.Е. Репина

«Ге царит решительно», – И. Крамской

ГЕ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1831 – 1894)


Н.А. Ярошенко. Портрет художника Николая Ге, 1890. Государственный русский музей

Один из самых признанных живописцев России родился в семье помещика французского происхождения, прадед художника эмигрировал из Франции во время Великой французской революции. Путь художника к виртуозному мастерству был непрост. Долгие годы он учился на математика, а, окончив гимназию, Н.Н. Ге, по настоянию родственников поступил на математический факультет Киевского университета. Оказавшись в Петербурге в 1850 году, будущий художник вновь поступает в университет на математический факультет. Помимо точных наук, юноша продолжал изучать живопись самостоятельно, так как с детства любил рисовать, и его все время тянуло к искусству. Свободное время Николай проводит в картинных галереях и наслаждается творчеством своего кумира – Карла Брюллова, а по воскресеньям посещает университетские музыкальные концерты. В том же году, против воли отца, он бросает университет и поступает в Академию художеств.

После успешно сданного экзамена в академии, художник едет за границу, посещает Германию, Швецию, Италию. В Риме застает А. Иванова и успевает увидеть знаменитое «Явление Христа народу», перед отправкой полотна в Россию. Под впечатлением этой работы, обращается к религиозным мотивам в своем творчестве. О главной картине Николая Ге «Тайная вечеря» Илья Репин говорил: «Во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на эту тему». За нее художнику было присвоено звание профессора исторической живописи.


Н.Н. Ге. «Тайная вечеря», 1863. Государственный русский музей

В Петербурге Н.Н. Ге участвовал в создании «Товарищества передвижных художественных выставок». Именно ему принадлежит идея товарищества, и он берет на себя выполнение обязанностей казначея. В объединение вошли лучшие художники своего времени: В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин, И. Репин, И. Крамской, В. Суриков и др., сумевшие понять необходимость обращения к новому зрителю. Громкий успех настиг Ге после первой выставки, где он представил картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которую еще в мастерской приобрел для своей коллекции меценат Павел Третьяков.

В фондах нашего музея есть цинкография фрагмента одноименной картины. Художник, увлеченный психологией драматургии и сложной диалектикой истории, представляет зрителю образ императора. Энергичный разворот фигуры и поворот головы Петра I. Гневный взгляд, направленный в сторону цесаревича. Живописец выступает как исследователь исторической трагедии через трагедию близких людей – отца и сына.

В 1875 году художник навсегда покидает Петербург и переезжает на Черниговщину, где продолжает писать картины на библейские сюжеты, портреты купцов и промышленников.

В фондах музея находится «Портрет П.А. Кочубея», поступивший из ГРМ в 1930.


«Портрет П.А. Кочубея» (1825-1892), 1873. Псковский музей

Слева внизу надпись: «Н. Ге 1873.СПБ». Портрет экспонировался на 4-ой выставке ТПХВ (1875), на Всемирной выставке в Лондоне (1874), получил именную медаль, о чем упоминается в письме Н.Н. Ге к В.Г. Черткову (февраль-март 1890) (Н.Н. Ге. Письма, дневники, воспоминания. М.,1978).

Сдержанными художественными средствами художнику удалось передать цельность и основательность яркой и неординарной личности. Властный характер, соединенный с внутренним достоинством, и монументальность образа подчеркивается выбранной позой, деталями, умело использованным освещением. П.А. Кочубей* сидит в кожаном кресле с мощной спинкой с укрупненными металлическими декоративными гвоздями, стоящим в полутемном помещении, что позволяет сместить акценты именно на лицо и руки, направляя на них источник света, затемняя основное поле картины, усиливая контраст между светом и тенью. Пристальный, умный взгляд, направленный на зрителя, не лишен теплоты и участия, и зритель становится непосредственным участником «диалога» с художником и героем портрета.

*Кочубей Петр Аркадьевич (1825-1892) – председатель Императорского технического общества, почетный член императорской АН, крупнейший коллекционер минералов, один из создателей Музея прикладных знаний в Санкт-Петербурге (1868). Выдающаяся коллекция П.А. Кочубея, которая едва не погибла в 1905-1906 гг., была приобретена Геологическим музеем АН у его сына – В. П. Кочубея. Н.Н. Ге был дружен с семьей Кочубеев и часто бывал у них в доме.