«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

К ​Международному дню акварели

23.11.2022

23 ноября отмечается Международный день акварели (World Watercolor Day). Инициатором учреждения праздника стал мексиканский художник Альфредо Гуати Рохо (исп. Alfredo Guati Rojo, 1918-2003). Именно он, будучи выдающимся художником-акварелистом, а также убеждённым в том, что акварель способна не хуже живописи маслом передавать красоту мира, в 1991 году предложил ежегодно 23 ноября проводить Международный день акварели.

Во многом благодаря усилиям этого человека, во второй половине 20 века возрождается интерес к акварели. Сам Альфредо Гуати Рохо первым основал Общество акварелистов Мексики, Музей акварели, а затем способствовал распространению подобных обществ в других странах.

Знаковым событием в истории акварельной живописи становится изобретение в Китае во втором веке бумаги и использование её в качестве основы для картин и рисунков. Именно оттуда берёт своё начало акварель. Распространение в Европе эта техника живописи получила значительно позднее: в 17 веке.

Само название техники (фр. Aquarelle; итал. acquarello) в переводе на русский означает «водянистая» и указывает на то, что основой для красок служат растворимые водой вещества – клеи растительного происхождения. Использование акварели позволяет достичь эффекта воздушности и легкости изображения, плавных переходов.

История акварели в России начинается с XVIII века, но широкое распространение получает лишь в следующем столетии – в пейзажном жанре, акварельном портрете, изображении интерьеров. На рубеже XIX - XХ вв. к акварельной технике обращаются создатели высокой графической культуры - художники объединения «Мир искусства» А. Бенуа, А. Остроумова-Лебедева, М. Добужинский.

Обратимся к некоторым акварельным листам, представленным в Картинной галерее Псковского музея-заповедника.

Александр Бенуа (1870-1960) – живописец, график, театральный художник, искусствовед, один из основателей творческого объединения «Мир искусства» и учредителей одноименного журнала (1890-1904). Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в.» и «Франция Людовика XIV». Работа из Псковского собрания принадлежит к серии пейзажей Версаля, исполненных художником с натуры. Но природа интересует художника главным образом в ее связи с историей и натурные впечатления становятся основой «фантазии», воссоздающей жизнь французских аристократов блистательного века Людовика XIV.

А.Н. Бенуа. Версаль (Из серии этюдов). 1905-1906 гг. Псковский музей-заповедник

А.П. Остроумова-Лебедева – народный художник РСФСР и действительный член Академии художеств СССР родилась и прожила всю жизнь в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. С 1899 г. входила в состав творческого объединения «Мир искусства», где создавала гравюры для оформления одноименного журнала.

Художница очень любила акварель, признавая ее уникальность, исключающую возможность повторения и существующую в единственном экземпляре. В 1910-1920-е гг. она создает выразительные портреты Петербурга (Ленинграда) и его окрестные достопримечательности во многих листах акварели передавая величие и строгую красоту города на Неве с его парками, решетками Летнего сада, архитектурой.

Псковская работа принадлежит к числу работ, составивших изобразительную летопись Петербурга, которую художница вела всю свою жизнь. Лаконичным языком она точно передает особенности реального городского пейзажа с его «неповторимой поэзией и кажущейся незатейливой красотой». (А. Остроумова «Автобиографические записки»).

А.П. Остроумова-Лебедева. Вид на Миллионную улицу. 1909 г. Псковский музей-заповедник

В собрании Псковского музея-заповедника хранится одна графическая работа Мстислава Добужинского «Улица в Неаполе», 1911 г.

М. Добужинский – мастер городского пейзажа, иллюстратор, театральный художник, участник художественного объединения «Мир искусства». Его называли «грустный лирик Петербурга», так проникновенно он создавал свой рассказ о городе. Но художника интересовали не столько парадные кварталы, сколько таинственные закоулки и дворы. И, Неаполь, в котором он оказался, не стал исключением. М. Добужинский изображает обычный квартал со стенами, сложенными из векового камня, с яркими вывесками, фонарями и водосточными трубами. Композиция акварели такова, что мы невольно в своём воображении дорисовываем далее идущие длинные дороги, упирающиеся в дома старого колоритного Неаполя.

М.В. Добужинский. Улица в Неаполе. 1911 г. Псковский музей-заповедник

Техника акварели требует большого мастерства, верности глаза и руки, что и демонстрируют работы мастеров «Мира искусства».