Рогатые кички, убрусы и пыжиковые шапки: необычная выставка открылась в Псковском музее
Во Дворе Постникова начал работу совместный выставочный проект Псковского и Рязанского музеев-заповедников. Он посвящен истории, значению и функциям различных видов головных уборов на протяжении нескольких веков. Гостей торжественного открытия приветствовала генеральный директор Псковского музея Светлана Мельникова.
– После того, как мы привезли в Рязань нашу роскошную выставку «По платью видно, кто идет», родилась идея представить здесь, в Пскове, коллекцию головных уборов Рязанского музея. Она действительно очень хороша, - рассказала директор. – Дело в том, что музей – это территория впечатлений, и я абсолютно уверена, что люди, которые придут на нашу выставку совершат, некое путешествие по эпохам.
Временной охват материала выставки – конец XVIII века – вторая половина XX века. Посетители смогут увидеть головные уборы различных народностей, издревле проживавших на рязанской земле. Это и знаменитые рогатые кички, и кокошники, татарские калфачки, убрусы и тюбетейки, мордовские «панго», элегантные шляпки и цилиндры конца XIX века, а также каракулевые, пыжиковые шапки советского периода. Также в пространстве выставки можно будет увидеть головной убор «всех времен и народов» – платок всевозможных видов и форм.
Женщины с самых древних времен покрывали голову после замужества, а для мужчин традиционный головной убор являлся важной статусной вещью. И женский, и мужской головной убор Средневековой и Московской Руси отличался большим разнообразием, но развитие национальных мужских головных уборов на Руси завершилось в пореформенное время Петра I, по приказу которого на смену «патриархальному» костюму приходит европейский стиль. Высшие сословия стали носить парики и шляпы, платья с узким лифом и открытыми плечами, сумочки и перчатками. Мужчины носили громоздкие треуголки, на смену которым в конце XVIII века пришел двуугольный головной убор, ставший обязательной частью парадной одежды офицеров и чиновников вплоть до Первой мировой войны. В то же время в российской армии появляется форменный головной убор офицеров – фуражка, форма и цвет которой разнился в зависимости от рода войск.
К середине XIX века модным мужским головным убором становится цилиндр – высокая шляпа с узкими полями, а к концу века он уступает позиции популярности котелку – шляпе полусферической формы с небольшими полями. Женские шляпки в России получают распространение со второй половины XVIII века. Слово шляпа пришло к нам из немецкого языка от слова schlappe, что означает головной убор, сохраняющий устойчивую форму и изготавливаемый из широкого набора материалов – фетра (тонкого войлока, получаемого валкой заячьего, лисьего и прочего пуха), велюра, бархата, парчи, кожи. В середине XIX столетия наблюдался расцвет шляпного искусства. Мастера тех лет соревновались в изысканности фасонов дамских шляпок. Русские барышни отвечали взаимностью, с регулярным постоянством посещая магазины и делая покупки. XX век, используя все модные тенденции прошлого, явил необычайное разнообразие головных уборов. Шляпки позволяли женщинам быть загадочными, неповторимыми и таинственными.
– Экспозиция позволит проследить, как менялась мода, значение и функции головных уборов на протяжении нескольких веков; а также сравнить модные тенденции относительно недавнего прошлого с современными направлениями и стилями. На выставке представлены две фотозоны с реконструкцией костюмов и головных уборов, примерив которые гости смогут перевоплотиться в модниц и модников прошлого. Для самых маленьких посетителей приготовлена творческая мастерская, где можно нарисовать рязанскую кику и сделать тряпичную куклу в традиционном головном уборе, – отметила заведующая выставочным отделом Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Наталья Штефанюк.
Выставка будет действовать во Дворе Постникова (ул. О. Кошевого, 2) с 31 мая по 4 августа 2025 года.
Больше фото тут.