Скульптуру «Христос в темнице» XVII века впервые увидели гости Псковского музея
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Скульптуру «Христос в темнице» XVII века впервые увидели гости Псковского музея

15.06.2024

Сегодня в Псковском музее-заповеднике прошло популярное среди псковичей и гостей города мероприятие из «Христологического цикла». Лекция хранителя экспозиции Картинной галереи Марии Проценко была посвящена образу Спасителя в произведениях изобразительного искусства музея. Некоторые экспонаты, такие как икона «Спас Вседержитель» и скульптура «Христос в темнице», были представлены посетителям первый раз.

Икона «Спас Вседержитель» XVII века из коллекции Псковского музея-заповедника является оплечным образом Спасителя. Особенности ее живописного построения не характерны для псковской школы иконописи, что делает ее для собрания музея своеобразной и неповторимой.

Также посетители увидели икону «Воскрешение Лазаря» XVII века, которая происходит из храма Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья в Пскове и является ярким примером псковской школы. На этот же сюжет была представлена картина известного мастера из Вероны Паоло Фаринато. Участники программы смогли сравнить Псковскую икону и картину европейского мастера, и увидеть, как по-разному развивалось христианское искусство после разделения Церкви в XI веке.

Еще один шедевр из фондохранилища музея рисует Спаситель в образе ребенка, играющего с маленьким Иоанном Крестителем и ягненком на фоне прекрасного пейзажа. Это картина является копией XVIII века с произведения Питера Пауля Рубенса. Сам оригинал не сохранился, что делает полотно из собрания Псковского музея особенно ценным. Картина попала в музей из собрания Архимандрита Алипия Воронова, настоятеля Псково-Печерского монастыря и коллекционера произведений искусства.

Уверены самым ярким и запоминающимся моментом мероприятия стало знакомство с деревянной скульптурой «Христос в темнице» конца XVII века. Сюжет, изображающий Спасителя во дни страдания и заточения, был популярен в искусстве Западной Европы, а с конца XVI века он проникает в церковное искусство православной Руси. Экспонат был представлен впервые после проведения реставрационных работ.

В конце экскурсии молодые певчие храма Воскресения Христова со Стадища исполнили для гостей музея традиционные хоровые песнопения. Все участники встречи получили на память открытку с изображением картины Паоло Фаринато и не дошедшей до наших дней католической часовни святого Винсента на Дмитриевском кладбище, откуда полотно и попало в музей.

Благодарим гостей за интерес к нашим мероприятиям!