Выставка японской гравюры XVIII–XIX веков открылась в Псковском музее
Сегодня, 29 ноября 2024 года, в Псковском музее-заповеднике состоялось торжественное открытие выставки японской гравюры XVIII–XIX веков «Картины изменчивого мира. «Эпоха Эдо» в России и Пскове». Уникальные экспонаты демонстрируются в выставочных залах музейного комплекса «Двор Постникова».
Выставка является совместным проектом Псковского музея-заповедника, частного коллекционера из Москвы, Музея Мирового океана и Государственного архива Псковской области. Ряд экспонатов был предоставлен Государственным историческим музеем, Русским музеем, Государственным музеем Востока, Архивом внешней политики Российской империи МИД РФ, Новгородским музеем-заповедником и Красноярским краевым краеведческим музеем.
– Я всегда сравниваю музейную жизнь с необыкновенно удивительным путешествием и, почему-то, с кораблем. Двигаясь по волнам памяти, истории, по волам культуры разных стран, мы понимаем, что мир, многополярный, очень противоречивый и разный, соединен какими-то необыкновенными невидимыми связями. И то, что в фондах Псковского музея отыскались совершенно фантастические вещи, связанные с Японией и эпохой Эдо – тому подтверждение, – подчеркнула генеральный директор Псковского музея-заповедника Светлана Мельникова.
Более ста подлинных гравюр из частного собрания демонстрируют в выставочных залах музейного комплекса «Двор Постникова» загадочный мир Японии этого времени. На выставке представлены работы таких знаменитых мастеров, как Окумура Масанобу, Тории Киёмицу, Судзуки Харунобу, Исода Корюсай, Утагава Кунисада I и Утагава Куниёси.
«Укиё-э» в переводе с японского языка означает картины плывущего или изменчивого мира. Это удивительно тонкий и самобытный художественный стиль в японской гравюре, зародившийся и достигший своего расцвета в эпоху Эдо (1603–1868 годы). В этот период в стране восходящего солнца у власти находилось военное правительство во главе с сёгуном из рода Токугава. Япония была закрыта от внешнего мира. Однако, внутри страны активно развивается городская культура, расцветает искусство.
– В своей коллекции мы собираем японскую гравюру от самого зарождения до конца эпохи Эдо, то есть хотим проиллюстрировать все этапы развития японской гравюры. Надо сказать, что на выставке представлены гравюры подлинных гениев укиё-э – Китагава Утамаро, Утагава Хиросигэ, Кацусика Хокусай, чьи работы одними из первых становятся известными в Европе после открытия Японии в 1868 году. Они оказали большое влияние на западное и русское искусство конца XIX – начала XX веков, когда получил широкое распространение модерн. В поисках истоков нового стиля художники обратились к искусству средневековья, а также к традиционным культурам разных народов, в том числе Японии, – отметили Сергей Колузаков и Анастасия Шаблевич, коллекционеры из Москвы, которые предоставили гравюры для выставки.
Выразителем нового искусства в России стало художественное объединение «Мир искусства», в которое входили А.П. Остроумова-Лебедева и И.Я. Билибин. Примеры влияния на их творчество японской гравюры также представлены на выставке.
Быт и культура далекой загадочной Японии не остались без внимания жителей России и Пскова. Она интересовала и манила, удивляла и радовала, но не оставляла никого равнодушным как в XVII–XX веках, так и в настоящее время. Свидетельства этого влияния демонстрируются в выставочном пространстве.
Попытки установления контактов с Японией начинаются еще в эпоху Эдо, когда страна была закрыта. С развитием Дальнего Востока и колоний Русской Америки в конце XVIII – начале XIX веков появилась необходимость в установлении торговых и политических отношений Российской империи с Японией. С этой целью император Александром I назначил уполномоченным Российско-Американской компании в русских колониях, начальником первой кругосветной экспедиции и главой дипломатической миссии в страну восходящего солнца Николая Петровича Резанова.
Как отмечают кураторы выставки – кандидат исторических наук, начальник отдела хранения монументальной живописи Псковского музея-заповедника Таисия Круглова и старший научный сотрудник отдела хранения монументальной живописи Псковского музея-заповедника Татьяна Николаева – Резанову, этому удивительному человеку, который начинал свою гражданскую карьеру в Пскове, посвящен один из разделов выставки, где представлены документы, в том числе подписанные рукой самого Резанова, а также макет корабля «Надежда», на котором он отправился в плавание.
Выставка будет работать с 30 ноября 2024 года до 25 мая 2025 года во Дворе Постникова (Псков, ул. Олега Кошевого, 2).
Фоторепортаж с открытия выставки смотрите в альбоме ВКонтакте.