Иван Константинович Айвазовский
«Он был, о море, твой певец!»
А.С. Пушкин
«Работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновлял гений!»
У. Тернер
К 205-летию со дня рождения художника Ивана Константиновича Айвазовского 29 июля 1817 года
АЙВАЗОВСКИЙ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ (1817 – 1900)
Автопортрет. 1874. Уффици, Флоренция
Знаменитый маринист Иван Айвазовский за свою долгую жизнь создал множество картин. С неизменным восторгом публика встречала новые полотна мастера – умиротворяющие пейзажи Венецианской лагуны и Неаполитанского залива, виды солнечного Крыма, колоритного Константинополя, египетских пирамид в Гизе и даже Ниагарского водопада. С поразительной легкостью маринисту удавалось передавать все состояния строптивой водной стихии – от умиротворяющего морского штиля до поражающих воображение бушующих штормов.
Выдающийся живописец Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, гений классического пейзажа, чьи работы известны во всем мире. Он сумел синтезировать в своем искусстве поэтическое видение природы с почти документальным воспроизведением сюжетов, связанных с историческими событиями – морскими сражениями, походами и экспедициями. Его картины сделали для многих море понятным, близким, помогли узнать и полюбить его.
Слава одного из самых лучших маринистов пришла к художнику очень рано и венчала его творческий путь на протяжении шестидесяти лет.
Айвазовский прожил большую творческую жизнь и оставил огромное наследие – около 6000 произведений. Необыкновенная зрительная память, яркое воображение, высокое живописное мастерство, умение уловить изменчивый, капризный облик морской стихии не изменяли художнику всю жизнь.
Склонность к искусству и яркое дарование проявились у Айвазовского уже в раннем детстве. В АХ он учился в пейзажном классе М. Воробьева, в 1838 году уезжает в Крым, где работает несколько лет, знакомится с П.С. Корниловым и В.А. Нахимовым.
На одной из выставок встречается с А.С. Пушкиным, светлый образ гениального поэта на всю жизнь запечатлелся в душе художника. Путешествуя по Европе, учится у прославленного мариниста того времени Тернера, английский художник величает Айвазовского гением.
По возвращении на родину, ему было присвоено почетное звание академика и первого художника Главного военно-морского штаба, что навсегда сблизило его искусство с русским флотом.
После всех многочисленных путешествий по Малой Азии, Греции, он возвращается в Феодосию и остается в родном городе, где открывает школу искусств и художественную галерею. Активно занимается делами города, способствуя его процветанию. На свои средства строит новое здание для Феодосийского музея древностей.
Его полотна отличало романтическое мировосприятие, восхищение необъятной, вечно изменчивой стихии моря. Он любил изображать грозы, горные обвалы, кораблекрушения, разбушевавшуюся стихию. Айвазовский изображал природу в моменты необычных состояний, в бурном движении, часто писал восход или закат солнца, когда все краски в природе приобретают повышенное звучание.
Образам необузданной, дикой стихии он часто противопоставлял всепобеждающую волю человека.
Полная драматизма картина «Прибой» (1897) поступила в Псковский музей в 1920-х годах из Русского музея. До 1923 года она находилась в Музее АХ, и в 1898 году экспонировалась на выставке в ИАХ, о чем свидетельствует штамп на обороте картины. Внимательный зритель, несомненно, увидит справа внизу подпись: «Айвазовский 1897».
Прибой. 1897. Псковский музей-заповедник
Выполненная в духе романтизма, она посвящена теме противостояния героев всемогущей природе, бросающей им вызов. Бушующие волны, разгневанные стихией, несут в себе глубокий философский смысл – в нем подняты извечные вопросы о судьбе человека, пределах мужества и силы воли. У неприступных гористых берегов потерпел бедствие корабль, застигнутый страшной бурей. В борьбе за жизнь моряки спустили плот на воду.
Можно только догадываться, сколько дней и лун мотало по водным взбесившимся просторам плот, и наконец, прибитый к скале мощным потоком, он стал последним шансом на спасение обессилившим морякам. Эмоциональный трагизм усилен изображением одинокой фигуры моряка, лежащего на скользких бревнах и из последних сил вцепившегося в дерево.
Волнующееся море, срывающаяся с гребней волн пена и брызги, грозовое небо, ветер – все смешалось в нечто единое целое, олицетворяющее буйство рассвирепевшей стихии. Мастером виртуозно переданы сложные колористические соотношения, тональные переходы в цвете волн – от прозрачно-бирюзовых до жемчужно-голубых и белых в их гребнях. Море Айвазовского словно закипает и пенится, гигантские волны стремительно набегают на непреступную скалу и разбиваются о каменную громаду. Картина написана с глубокой внутренней динамикой. Это произведение одновременно и гимн природе, ее неукротимой силе и энергии, и желанию жизни и мужеству человека
С начала своего творческого пути Айвазовский проявил умение чувствовать цвет, линию, стремился наполнить свои полотна светом. Его прекрасные лунные марины можно считать одной из самых лиричных страниц творчества художника. К их числу следует отнести и картину из нашего собрания.
На полотне «Лунная ночь в Крыму» (1862) изображен вид Феодосии – бухта Св. Ильи у Генуэзской башни. Поступило полотно в 1919–21 годах из музея ПАО, ранее находилась в коллекции Е. К. и Н. Ф. Фан-дер-Флит.
Лунная ночь в Крыму. 1862. Псковский музей-заповедник
История появления этой работы в собрании Псковской картинной галереи имеет для Пскова особую значимость и связана с именем Николая Федоровича Фан-дер-Флита (1848–1896), выдающегося деятеля псковского земства, чиновника особых поручений при Министерстве финансов, председателя Российского Общества пароходства и торговли (РОПиТ).
Картина знаменитого живописца была подарена псковскому меценату сотрудниками РОПиТ в знак благодарности, что удостоверяла прикрепленная некогда к раме металлическая пластинка с гравированной дарственной надписью, с обозначенным временем работы Н.Ф. Фан-дер-Флита в Одессе: 13 апреля 1877 – 25 сентября 1878.
Иваном Константиновичем хорошо передано ощущение величавого покоя, тишины и одухотворенности. Слегка движимые волны, озарены лунным светом, чуть затухающим под дымкой воздушных потоков. Постепенно угасая, они окутывают даль, словно растворяясь в густой синеве ночного неба. Гладкая манера письма, темный колорит, лиризм и повествовательность передают красоту Черного моря. Древний город с его богатой многовековой историей на протяжении всей долгой жизни мастера был для Айвазовского источником подлинного вдохновения.
Картина «Закат солнца над Монако» (1870) из художественно-промышленной школы.
Закат солнца над Монако. 1870. Псковский музей-заповедник
Живительный свет и тепло заходящего солнца погружает зрителя в таинственный и романтический пейзаж далекого южного города. Ее колорит включает широкую гамму оттенков желтого, лилового, зеленого, синего и фиолетового тонов.
Совсем иная по колориту картина «Лунная ночь» (1876) из музея ПАО (комната А. Н. Мицкевича).
Лунная ночь. 1876. Псковский музей-заповедник
Луна, освещает морскую гладь, сливающуюся с горизонтом. Лунная дорожка, скользящая по морской ряби, одинокий в морских просторах парусник. Художник раскрыл красоту морского пейзажа в его обыденной красоте. Несмотря на минорность пейзажа, картина не оставляет мрачного впечатления. Пронизанная насквозь лунным светом, картина полна воздуха и наполнена романтическим настроением.
Романтический характер творчества Айвазовского особенно ощутим в его работе «Штиль» (1881). Справа внизу: И Айвазовский 1881. Из собрания Псковской художественно-промышленной школы.
Штиль. 1881. Псковский музей-заповедник
Полотно привлекает своим умиротворением, поэтичностью, в изображении залитым вечерним прозрачным светом парусника. Художником прекрасно передана воздушная среда: сквозь звенящую кристальную ясность и неподвижность воздуха, парусник воспринимается как ускользающий мираж в прозрачной водной глади.
Айвазовский, носивший почетное звание живописца Главного морского штаба, создал немало картин, посвященных боевой истории русского военно-морского флота.
В собрании музея небольшая работа «Наваринский бой» (1887). На обороте: Графу Л.Л. Гейдену. Из Опочецкого уездного отдела наробраза. 20.04.1922 (ранее – имение графов Гейден Глубокое).
Наваринский бой. 1887. Псковский музей-заповедник
Айвазовский всегда ощущал морскую стихию в тесной связи с жизнью своего народа, прославляя своим искусством его мужество и ратные подвиги во славу своей родины.
Из собрания И.М. Воронова, в 1975 году поступила картина «Прибой у скалистого берега» (1889).
Прибой у скалистого берега. 1889. Псковский музей-заповедник
Серый ветреный день, небо затянуто тучами. Художник пользуется сдержанной красочной палитрой, полностью отвечающей суровой простоте содержания картины. Простая и вместе с тем очень выразительная красочная гамма, сочетающая серовато-зеленые краски скал и глубокий зеленовато- синий цвет воды, отсутствие каких-либо внешних эффектов, ясная композиция способствует глубокому правдивому изображению природы. Колористические контрасты первого плана добавляют материальности изображенному пейзажу. Художник увидел красоту близкой ему стихии не в эффектном ее проявлении, а в простом и строгом ритме движения, в ее скрытой потенциальной мощи. Сюжетная немногословность, отточенность композиции делают это произведение особенно выразительным.
Чуткое понимание эстетики возвышенного, тонкое мастерство тональной передачи света, пронизывающего толщу воды, постижение величественной красоты морской стихии отличает творчество мастера и выделяет его искусство из всего, что было создано в XIX веке в области маринистической живописи.
У Айвазовского было особое отношение к морю, его связь с ним какими-то таинственными нитями позволила художнику необыкновенно тонко и сильно отражать изменчивость стихии, ее свободу и очарование, ее грозную силу. Море для Айвазовского – не просто вода. Это некое явление, движимое высшей силой. Он тщательно изучил все состояния и краски моря, его образ в разное время суток и года, при солнце и луне, в бурю и в штиль, его связь с землей и с человеком, и облек это в высокую художественную форму. Главным в ней было сочетание блестящих технических приемов, обеспечивших легкость воплощения любого замысла, с романтической манерой живописи. Художник мог написать морской пейзаж всего за несколько часов: он родился в черноморском городе Феодосии и помнил каждый перелив света в волнах. Здесь он жил, отказавшись от карьеры "придворного живописца", и до конца дней был счастлив, встречаясь с друзьями, учениками и поклонниками своего удивительного таланта.
«Море – моя жизнь! Проживи я еще триста лет – всегда нашел бы в море нечто новое», – Иван Константинович Айвазовский.
Море – это самый сложный, но и самый притягательный предмет для художника. Море – это та стихия, которую изобразить на холсте крайне сложно, и лишь избранные обладают даром написать море, передать его мощь. Вызвать у созерцателя трепетное волнение перед силой морских волн.
Приходите в музей, у нас есть море!
Алексеева О.А.