Аникушин Михаил Константинович

«Я памятник воздвиг…»

К 105-летию со дня рождения художника Михаила Константиновича Аникушина 2 октября 1917 года

АНИКУШИН МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (1917 – 1997)

Знаменитый российский скульптор, педагог. Удостоен многих государственных наград и званий, в числе которых: народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962) и Петровской академии, лауреат премии им. И.Е. Репина (1986). В течение жизни создал около двадцати воображаемых портретов А.С. Пушкина.

Юные годы будущего автора выдающихся скульптурных воплощений «Солнца русской поэзии» прошло в тиши подмосковной деревенской природы. С детства любивший рисовать, он получил первоначальную профессиональную подготовку в художественной студии Дома пионеров, а спустя время, в 1937 году, поступил в ИЖСА (бывшую Академию художеств). Его учителями там были В.А. Синайский и А.Т. Матвеев. Последний, по словам М.К. Аникушина, оказал решающее влияние на творческое формирование молодого скульптора.

Началась Великая Отечественная война. В 1941 году, не воспользовавшись правом брони для студентов пятого курса, юноша ушел в народное ополчение, затем в Красную армию, с которой прошел всю войну в качестве лейтенанта медицинской службы. Редкие минуты затишья использовались как возможность делать быстрые портретные зарисовки однополчан.

По окончании войны обучение было продолжено, а с 1947, защитив диплом проектом статуи «Воин-победитель», Аникушин остался в Академии на преподавательской работе почти на полвека. Впоследствии профессор и руководитель мастерской, наследуя традиции своих учителей, он сочетал опору на классику с благоговейным отношением к натуре и стал автором памятников многим известным деятелям российской науки и культуры.

Расцвет его творчества связан с работой над образом А.С. Пушкина, первое обращение к которому состоялось в 1937 году. Апогеем созданной им пушкинианы признан памятник поэту на Площади искусств в Ленинграде (1957), соединивший глубокое проникновение в образ и артистизм.

М.К. Аникушин «А.С. Пушкин».1982 г. (гипс, высота 320 см). Картинная галерея Псковского музея-заповедника

Еще один памятник, установленный в 1982 году неподалеку от места последней дуэли Пушкина с Дантесом (станция метро Черная речка) стал логическим завершением этой стержневой в творчестве мастера темы.

Гипсовая модель, первоначально (до завершения окончательной отливки в бронзе) стоявшая в зале станции, в 2015 г. дочерью мастера, Н.М. Аникушиной была подарена музею и ныне экспонируется в вестибюле первого этажа здания Картинной галереи.

Нижняя часть стоящей фигуры поэта с чуть заметно выдвинутой вперед ногой, словно предваряющей последующий, роковой для поэта шаг, скрыта длиннополой шинелью и является, по сути, своего рода постаментом для пластического раскрытия образа. Развитие его идет снизу вверх – к широким скошенным складкам шинели, хранящим, кажется, память о порывах ветра в день дуэли. Да и вся неровная поверхность скульптуры словно бы пронизана холодным февральским ветром…

Голова поэта, обрамленная подвижными завитками волос, заметно приподнята высоким шейным воротником. Устремленный куда-то далеко взгляд отвернутого лица несет в себе отрешенность. Мысли поэта уже оторваны от земной юдоли. Предчувствие неизбежного довершают скрещенные руки поэта. Изящные кисти с тонкими пальцами кажутся слабыми и незащищенными, словно предрекая трагический исход дуэли.

Автор статьи: искусствовед, старший научный сотрудник Художественного отдела Псковского музея-заповедника Н.И. Салтан.