Алексей Алексеевич Большаков
К 100-летию со дня рождения художника Алексея Алексеевича Большакова 22 марта 1922 года
БОЛЬШАКОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1922 – 2014)
22 марта 2022 года исполнилось бы 100 лет со дня рождения Алексея Алексеевича Большакова – выдающегося представителя старшего поколения псковских художников. Родился он в Петрограде, на Васильевском острове, в семье служащего. Интерес к изобразительному искусству, проявившийся уже в раннем детстве, привел его в 1934 году в Ленинградскую художественную школу при Институте им. И.Е. Репина, где среди его учителей была легендарная А.П. Остроумова-Лебедева.
По окончании школы он был принят на первый курс Института, однако творческие планы молодого художника прервала Великая Отечественная война. 13 июля 1941 года Большаков был призван в армию, где прошел ускоренный курс пехотного училища, а затем в должности офицера пехотного взвода был направлен на Калининский фронт. В дальнейшем, в составе действующей армии, он участвовал в освобождении Калининской, Псковской и Смоленских областей, а также Белоруссии, Литвы, Латвии и был тяжело контужен. Войну закончил с боевыми наградами в должности заместителя начальника оперативного отряда штаба дивизии.
Продолжение профессионального художественного образования после войны оказалось невозможным: Алексей лишился не только родителей, но и родительского крова. Пришлось остаться по месту демобилизации – в Литве, где ему предложили работу художника-оформителя в Клубе Совета профсоюзов г. Вильнюса.
Вскоре последовало приглашение в творческую группу художников Русского драматического театра для исполнения декораций к нескольким спектаклям и опере «Борис Годунов». Возможно, это обстоятельство ускорило зревшее в нем желание вернуться «ближе к Родине», и в 1952 году Большаков переезжает в город Великие Луки.
В городе на Ловати Большаков возглавил Художественно-производственные мастерские и начал работать как живописец-станковист, участвуя в городских, областных и зональных выставках. Наиболее близкой его творческому складу оказалась пейзажная живопись. Опора на принципы русской реалистической школы стала для него основополагающей, а жанр пейзажа – универсальным. Лирические живописные зарисовки, пейзажи-картины, а также многочисленные натурные этюды привлекали зрителей не только убедительностью, свежестью переданного натурного впечатления, благородством живописного артистизма, но и глубиной духовного наполнения. Его творчество приобретает все большую известность, работы экспонируются на персональных выставках во многих городах России и зарубежья, их приобретают коллекционеры и музеи. В их числе Псково-Изборский объединенный музей-заповедник, хранящий 36 живописных работ А.А. Большакова разных лет.
В конце 1990-х годов ему было присвоено звание Заслуженного художника России, а в 2002 году, к восьмидесятилетию мастера, чье творчество проникнуто любовью к жизни и родной земле, усилиями благодарных поклонников был издан иллюстрированный альбом его живописи.
Большаков А.А. Зимний этюд. 1968. Псково-Изборский музей-заповедник
Большая часть работ А.А. Большакова была создана в деревушке Харин Бор, затерявшейся среди лесов и разливов реки Великой. Здесь, наедине с милой его сердцу природой, художник жил и работал в доме, построенном собственными руками. Здесь постигал сокровенный смысл ежегодной смены времен года, в череде которых больше других его привлекала зима. Притихшие в зимнюю стужу деревенские улочки, дворики с заснеженными дровяными поленницами, баньки, стоящие по берегу замерзших озер («Зима»,1960, «Суббота»,1960, «Зимняя палитра», 1970, «Харинская зимка»), едва различимые приметы приближающейся весны («Птицеферма совхоза Пореченский», 1963, «Лесное озеро» 1980) – все оттенки состояний этого времени года увидены, прочувствованы и бережно перенесены на холст.
В творчестве Большакова выделяются несколько больших пейзажных полотен, значимость которых перерастает рамки обычного пейзажа. По существу, это полновесные картины, посвященные войне, «свидетелем» которой вместе с автором выступает сама природа.
Большаков А.А. Война ушла на запад.1981. Псково-Изборский музей-заповедник
Это прямо подтверждено названием одной из работ серии «Земля опаленная»: «Война ушла на запад» (1981). Композиция, написанная на вертикали холста, с первого же мгновения заставляет работать воображение зрителя, втягивая, словно в воронку, взгляд в разворот дорожной колеи. По этой, направленной в глубь пространства разбитой дороге, еще недавно пробирались танки, буксовали машины с бойцами… Движение к горизонту, где голубеет небо и белеют легкие облачка, поддерживаемое динамичным движение цветовых масс, вносит в картину многоголосное звучание. Мотив дороги не раз встречается в живописи Большакова. Она для художника – свидетель исторических событий и, одновременно – аллегория
Большаков А.А. Закат. 1974. Псково-Изборский музей-заповедник
В серию «Земля опаленная» также вошли две величественные панорамные композиции: «Покров» (1981) и «Закат» (1974). Близкие по смыслу, но разные по эмоциональному наполнению холсты, перерастают рамки своего жанра.
Большаков А.А. Покров. 1981. Псково-Изборский музей-заповедник
Автор пристально всматривается в «тело» земли, вызывая в зрителях чувство благоговения перед кормилицей и свидетельницей драматической истории России. Широкой свободной кистью написана неоглядная даль полей, легкий покров снега на схваченном льдом озере. Извечный уклад жизни земли нарушен вторжением злой силы. Следы ее – обломки танка на вспаханном поле настолько страшны, что уже и естественные неровности земли кажутся рубцами, ранами. Характерное для начала земли оцепенение природы приобретает здесь другой, пугающий смысл. Вместе с тем, фактурным густым мазком подчеркнуты могучие формы земли: в ней таятся громадные скрытые силы. Жизнь природы в работах Большакова неразрывно связана с жизнью человека; вместе с ним она пробуждается, расцветает, страдает и борется.
Большаков А.А. Деревенский мотив. 1980-е гг. Псково-Изборский музей-заповедник
В письме, присланном в художественный отдел музея в ноябре 1983 года, художник написал следующее: «Тяга к родным местам, где проходила молодость в военное лихолетье, к милым сердцу березкам, сверкающим перламутром чашам озер, хороводам деревенских изб, приютившихся на косогорах, как бы сплетенных в одно целое неповторимым ритмом лесов и перелесков, уходящих в задумчивую синь Псковского края – заманила к себе…»
Здесь, на Псковской земле, Алексей Алексеевич находил бесконечное множество тем для творчества, перенося на холст мысли, воспоминания и свое обостренное чувство Родины – завет потомкам.
Старший научный сотрудник художественного отдела Н.И. Салтан