Владимир Лукич Боровиковский

К 265-летию со дня рождения художника Владимира Лукича Боровиковского 4 августа 1757 года

БОРОВИКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЛУКИЧ (1757 – 1825)


Портрет В.Л. Боровиковского кисти И.С. Бугаевского-Благодарного. 1825.
Калужский музей изобразительных искусств

Владимир Лукич Боровиковский принадлежит к плеяде талантливых портретистов, работавших в России в конце XVIII – начале XIX столетия. На рубеже веков Боровиковский исполнил немало камерных женских портретов, которые имели большой успех.

Родился Боровиковский на Украине в городе Миргороде. Его отец принадлежал к кругу казачьей старшины и по старой семейной традиции совмещал службу в полку с занятиями живописью. Первые навыки рисования Владимир Лукич получил, вероятно, у отца. Из любви к живописи он оставляет потомственную военную службу, а по заказу известного поэта В.В. Капниста, предводителя дворянства Киевской губернии, был привлечен к написанию аллегорических композиций для украшения парадных помещений в честь приезда Екатерины II. (1787). После успешно выполненной росписи, он был приглашен в Петербург, где сразу попадает в мир новых для него художественных идей и представлений.

Владимир проходит обучение в мастерской приезжего австрийского живописца И.Б. Лампи Старшего, мастера придворного аристократического портрета, оставившего ему при отъезде из России мастерскую.

В доме известного архитектора и поэта Н.А. Львова, человека широко образованного, тонкого ценителя искусства, покровительствовавшего молодому живописцу, Боровиковский знакомится с представителями передовой художественной интеллигенции: Г.Р. Державиным и Д.Г. Левицким.

Талантливый и чуткий от природы, живописец выразил в своем творчестве новые художественные веяния, настроения и идеи, волновавшие умы современников. В его портретах отразились представления людей той эпохи о красоте и достоинстве человеческой личности.

Портреты художника проникнуты духом сентиментализма с характерной для него идеализацией человека – непосредственного, бесхитростного, естественного, как сама природа, среди которой протекала его жизнь. Представленный герой – обладатель чистого сердца и открытой души, способный к переживаниям, чувствам, что в те времена представлялась куда важнее холодного рассудка.

В многочисленных портретах очаровательных юных дев Боровиковский стремится представить своих героинь как можно привлекательней. Они изображены в изящных позах, легко и естественно носят светлые платья по последней моде, напоминающие по покрою античные туники и украшения. Волосы, падающие легкими кудрями на плечи, украшены цветами. Весь облик покорительниц сердец демонстрирует изящную простоту и красоту естественности. Колорит вполне соответствует настроению, царящему в портрете. Это светлые, очень тонко разработанные голубовато-жемчужные, блеклые зеленые тона с вкраплениями золотистого.

Для художника особенно важно подчеркнуть нежную чувствительность своих героинь их цветущую юность. Он не стремится глубоко проникнуть в их характер. Для него интересны возвышенные, самые чистые человеческие эмоции.

В 1800 годы манера живописи художника меняется. К этому времени творческая индивидуальность живописца полностью сформировалась. Его работы отмечены единством стиля, использованием повторяющихся композиционных схем и изобразительных мотивов.

Рубеж XVIII–XIXвв. – время наивысшей славы художника, сумевшего в простоте общего решения, в пластике естественных линий, в убедительности художественных средств, представить самоуглубленный и, в то же время, лиричный образ героя.

Его портреты этого периода отличают большая сдержанность и объективность трактовки модели. Среди работ мастера часто встречаются произведения довольно сдержанные и мало эмоциональные.

В собрании Псковского музея находятся два прекрасных портрета художника, 1807 года.

Портрет князя Григория Семеновича Волконского (1742–1824), в 1930 поступил из ГРМ в обмен на портрет Ф.Ф. Буксгевдена, ранее в ГЭ, куда поступил с коллекцией П.П. Дурново.


Портрет князя Григория Семеновича Волконского. 1807. Псковский музей-заповедник

На обороте надпись: Его Сiятельс. Князь Григорiй Семеновичъ Волконской. Писанъ с натуры Боровиковскимъ принадлежит Княгине Софье Григорьевне Волконской марта 14-го 1807 года. На обороте рамы этикетка: П.П. Дурново Князь Дм.Пет.

Боровиковский обращается к теме достоинства, благородства и внутренней красоты человеческой личности. В его картине звучит идея гражданского долга, обязанностей каждого перед обществом, столь созвучные мировоззрению эпохи Просвещения.

Г.С. Волконский – отец декабриста С. Волконского, генерал от кавалерии. Оренбургский генерал-губернатор (1803–1817). Член Государственного Совета (1817). Изображен в генерал-губернаторском мундире с орденами и лентами Св. Андрея Первозванного и св. Георгия IV степени.

Известны несколько вариантов портрета Г.С. Волконского кисти Боровиковского: Тульский художественный музей; Киевский музей русского искусства; Саратовский художественный музей им А.Н. Радищева.

Портрет М.Ф. Барятинской, кисти великого мастера-портретиста В.Л. Боровиковского – одна из лучших работ собрания Псковского музея.


Портрет М.Ф. Барятинской. 1807. Псковский музей-заповедник

Художнику удалось тонко передать характер и неуловимое движение женской души. Он изображает довольно независимую и уверенную в себе личность. Модель представлена на фоне пейзажа. Укрупненность масштаба, линейная строгость, плотность цвета и скульптурность объемов отражают характер героини. Художник подчеркивает ее величавую осанку, независимый взгляд, в котором видна некоторая отчуждённость, иллюстрирующая личное глубинное переживание, и в то же время, естественность и непринуждённость, качества, которыми дышит весь облик героини. Выразительно лицо портретируемой, взгляд направлен в сторону, грустен, но спокоен. Поза эмоционально убедительная и сосредоточена. Героиня сдержана в выражении чувств, даже несколько внутренне замкнута.

Четко очерчен овал лица, с небольшой горбинкой нос, фигурно очерчены губы. Отчетливый рисунок глаз, носа, рта. Задумчивость в сочетании с некоторой отрешенностью в больших темных глазах. Самопогружение героини создает некоторую напряженность. Рисунок четкий, ясный и неразрывно связан с формой. Боровиковский – мастер-виртуоз рисования кистью и его пластический язык необычайно лаконичен: линейный ритм построен на плавных текучих линиях, монументальность усиливается выдвижением фигуры на передний план – формы скульптурны, объемны, статичны. В этом портрете выступают качество личности сложной и запоминающейся.

Спустя несколько столетий, свою интригу портрет сохраняет и по сей день. В дальнейшем мы раскроем ее более полно, а пока напомним, что портрет поступил в Музей Александра III в 1910 из собрания О.Ф. Тредер.

Репродуцирован в журнале «Старые годы» в марте 1911 и назван Н.Н. Врангелем, знатоком русской усадебной культуры, в статье «Новые поступления Музея Александра III как один из лучших «среди целого ряда интереснейших картин», «Это прекрасное произведение Боровиковского эпохи расцвета его таланта. Портрет в прекрасной сохранности и его нельзя не заметить даже в огромном собрании произведений Боровиковского в Русском музее».

В феврале 1913 «Старые годы» сообщают о том, что портрет прошел через руки реставратора Богословского, обнаружившего в правом нижнем углу авторскую подпись: «Писалъ Владимир Боровиковский 1807 года».

В монографии Т.А. Алексеевой, посвященной Боровиковскому, подпись при- водится в несколько ином варианте: «писал вла..миръ Б…в… ский 807». К сожалению, названная подпись дошла до нас практически нечитаемой.

Публикации данного портрета (в том числе относительно недавние, осуществленные сотрудниками Псковского музея И.С. Родниковой и Р.Н. Антиповой) свидетельствуют о разночтении в дате создания портрета и определении личности изображенной. И.И. Барятинский (1772–1825), тайный советник, посланник в Мюнхене, был женат дважды. Традиционно, с момента поступления портрета в музей, считалось, что портретируемая «М.Ф. Барятинская» является второй женой князя (с 1813), дочерью прусского дипломата, рожденной Марией Фредерикой Келлер.

Однако несоответствие облика изображенной (которой, к тому же в 1807 году было всего 14 лет) с целым рядом найденных аналогий привело к выводу о том, что на портрете запечатлена первая жена князя, англичанка, 28-ми летняя Мария Френсис Дюттон, вскоре по написании портрета в 1807 г. скончавшаяся при родах. А об этой гипотезе читатели смогут прочитать чуть позже.