Борис Дмитриевич Григорьев

К 135-летию со Дня рождения Б.Д. Григорьева 11 (23) июля 1886 года

ГРИГОРЬЕВ БОРИС ДМИТРИЕВИЧ (1886 – 1939)

Б. Григорьев. Автопортрет. 1916
Б.Д. Григорьев. Автопортрет. 1916
. Собрание семьи Рихарда Леви, Новый Орлеан

Псковскому музею творчество Бориса Дмитриевича Григорьева особенно дорого. Музейные фонды хранят шесть работ этого выдающегося русского художника, а первая его персональная выставка на родине, в России, усилиями легендарного сотрудника музея Риммы Никандровны Антиповой (1937-2016) состоялась в 1989 г. именно в Пскове, в картинной галерее музея. Продолженная через год в Москве в залах Советского Фонда культуры, спустя несколько лет, наполненных кропотливым трудом, она возродилась в 2015 г. уже в облике прекрасного двухтомного иллюстрированного издания «Псковская выставка Бориса Григорьева», включившего в себя около 200 произведений живописи и графики из 20 музеев и 15 частных собраний.

Борис Григорьев родился в Москве. В 1910-х гг. учился в Строгановском художественно-промышленном училище, а затем в Высшем художественном училище при Петербургской Академии художеств и в студии Гранд Шомьер во Франции. Одновременно участвовал в выставках, в числе которых была «Мир искусства». В 1919 г. он вместе с семьей покинул Россию и жил в Германии, а затем – во Франции.

Творческий век Б. Григорьева оказался недолгим – чуть более двадцати лет. Однако «слово», сказанное им языком живописи, оказалось очень весомым. В центре его творчества были размышления о России и ее горькой судьбе.

Живописно-графический цикл «Расея» – главное детище Григорьева – состоит из 60 рисунков и девяти живописных работ. Помимо многофигурной композиции «Земля народная» (Государственный Русский музей), объединяющего центра всего цикла, в него входят однофигурные полотна, изображающие крестьян разных возрастов.

Неприкрашенные, грубоватые «лики» старух, детей и стариков (один из которых запечатлен в работе из собрания Псковского музея – «Олонецкий дед» 1918 г.) глядят на нас из глубины своего времени, выражая вековую тяжесть существования людей земли, их мучительные усилия осознать свою долю. По свидетельству современников, зрители, увидевшие впервые цикл «Расея» в круглом зале Академии художеств под гигантскими копиями Рафаэля, были настолько потрясены, что некоторые стали называть Григорьева «большевиком от искусства».


Олонецкий дед. 1918. Холст, масло. Псковский музей-заповедник

Цикл «Расея» создавался на протяжении нескольких лет, но толчком к его зарождению стала февральская революция, всколыхнувшая всю страну. Русскую глубинку Григорьев знал не понаслышке: юность его прошла на берегах Волги, в провинции. Путь к «Расее» шел через увлечения мимолетными проявлениями жизни, через связь с театром В.Э. Мейерхольда, воспринявшем традиции народного балагана (декоративное панно «Сон» («Привал комедиантов») 1913-1914 гг. из собрания Псковского музея).


«Сон» («Привал комедиантов») 1913-1914. Псковский музей-заповедник

Неоднократные поездки по Шексне и Свири по Олонецкой губернии, начавшиеся еще в студенческие годы, позволили художнику познать древние основы допетровской Руси. Знакомство с крестьянским поэтом Николаем Клюевым – лесным отшельником и правдоискателем – переросло в духовное соприкосновение с ожившей народной культурой.

Образ старика-крестьянина с лицом, испещренным «морщинами времени» словно бы разговаривающим с самой матерью-землей, поверяющей ему какую-то сокровенную тайну, долго «не отпускал» Григорьева и претворился в целый ряд вариаций, среди которых наш «псковский дед» остается самым проникновенным. Взгляд его чистых мудрых глаз, обращенный к нам с немым вопросом, одновременно содержит в себе и ответ. Прошло более ста лет с момента создания «Расеи», но она остается актуальной и для последующих поколений.

Шесть работ Б. Григорьева из собрания псковского музея, оказавшиеся в Пскове разными путями, позволяют проследить становление его творчества в период 1911-1918 гг. Шестая, самая ранняя из них, «Поклонение волхвов» (1911 г.), была приобретена из частной коллекции в дни работы столь памятной для нашего музея Первой персональной выставки великого русского художника.


Поклонение волхвов. 1911-12. Псковский музей-заповедник