Иван Федорович Гроот

К 305-летию художника И.Ф. Гроота

ГРООТ ИВАН ФЕДОРОВИЧ (1717 – 1800)

Гроот Иван Фёдорович.jpg
Портрет вольного общника Академии художеств И.Ф. Гроота кисти Е.Д. Камеженкова

Среди относительно немногочисленных живописных работ XVIII века, хранящихся в собрании Псковского музея, есть произведение кисти видного представителя россики, знаменитого столичного «зверописца» Иоганна Фридриха Гроота.

Иоганн Фридрих (Иван Федорович) Гроот (1717–1800) - немецкий живописец-анималист, сын и ученик придворного живописца из Штутгарта Иоганна Кристофа Гроота и младший брат портретиста Георга Кристофа Гроота. Творческая судьба обоих братьев-художников оказалась тесно связана с Россией.

Первым в Россию приехал Георг Кристофер Гроот. Он прославился небольшими «портретами-картинами» в стиле рококо, писал портреты императрицы Елизаветы Петровны и сцены из придворной жизни.

В 1747 году императрица Елизавета Петровна подписала указ о постройке в Царском селе, в так называемом «зверинце» - территории, где содержали животных в естественных условиях, специального павильона, предназначенного для отдыха после охоты. Павильон получил название «Монбижу» (от франц. «мое сокровище, моя драгоценность»). Внутри Монбижу располагался охотничий зал, все стены которого предполагалось украсить картинами «до охоты касающимися». И хотя на Руси царская охота была одной из любимых забав, традиции изображения битой дичи и трофейных животных не существовало. Придворный живописец Георг Кристофер Гроот рекомендовал своего младшего брата, Иоганна Фридриха Гроота, который как раз специализировался в анималистическом жанре.

В 1748 году И.Ф. Гроот был при­нят на при­двор­ную служ­бу и до конца жизни работал в России. Гроот-младший стал первым официально признанным русским «зверописцем» и руководителем класса «зверей и птиц», который был специально организован в Императорской Академии художеств (1763). В 1765 году художник был признан академиком живописи, в 1766-м – советником Академии, в 1774-м – почетным вольным общником.


Коршун. 1747. Псковский музей-заповедник

Картина «Коршун» из Псковской коллекции поступила в музей из фондов ГРМ в 1930 году. На изломанном сухом дереве изображен коршун, терзающий пойманную птичку. Крылья хищника распростерты, голова склонилась к жертве, взгляд устрашающий и безжалостный. Сцена разворачивается на фоне пейзажа, несколько напоминающего театральную декорацию; словно сквозь дымку художник намечает деревья, дали, хмурое небо. Общий колорит картины, решенный в зеленовато-серой гамме, способствует драматическому восприятию происходящего.

И.Ф. Гроот прекрасно знал облик и повадки животных и птиц. В царскосельском парке и зверинце художник имел возможность наблюдать и зарисовывать своих «героев» с натуры в естественной природной среде. Еще на родине он прославился особенным мастерством в изображении шерсти животных и перьев птиц. На псковской картине с помощью тончайших мазков кисти и множества цветовых нюансов художник убедительно, почти до осязаемости, передает фактуру оперения коршуна и его жертвы.

В правом нижнем углу холста сохранилась трудночитаемая надпись курсивом, опубликованная искусствоведом О.С. Савицкой как «S. Groot hojas Pin…»[1] и ниже - «1747». Принято считать, что И.Ф. Гроот прибыл в Санкт-Петербург в 1743 году[2]. Однако есть основания полагать, что художник приехал в столицу только в 1747[3]. После заключения контракта Гроот приступил к выполнению заказа в феврале 1749 года[4]. Если указанные на псковской картине цифры означают год создания, совпадающий со временем приезда Гроота в Петербург, можно предположить, что работа входила в число пяти картин, которые художник упоминает в своих объяснениях как сделанные «до контракта»[5] и включенные затем в коллекцию Монбижу.

Серия полотен для Монбижу состояла из 46 произведений, последние из которых были завершены в 1762 году. Из-за неблагоприятных условий хранения уже в 1764 году все работы были сняты со стен павильона, а на следующий год императрица передала свою коллекцию картин Гроота в дар Академии художеств, где в музее при Академии выделили отдельный зал, названный "Гротовской галереей". После революции картины И. Ф. Гроота были собраны в Эрмитаже, а в 1926-м – большая часть полотен была передана в Дирекцию дворцов-музеев и парков Детского Села для пополнения музейных собраний.

Творчество И.Ф. Гроота было совершенно новым явлением в художественной жизни России середины XVIII века. Художник неоднократно повторял и варьировал свои работы, их копировали ученики академического класса, как эталонные, они воспроизводились в гравюрах и шпалерах. Живопись И.Ф. Гроота стоя­ла у ис­то­ков ани­ма­ли­стического жан­ра в русском искусстве.

Автор текста с.н.с. художественного отдела Кушакова Н.В.

Список литературы:

  • Бардовская Л.В. Коллекция картин И. Ф. Гроота в Екатерининском дворце-музее // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1977. Л. Наука. 1977. – URL: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1760-1780/Grooth_Johann_Friedrich/bilderliste_1765.htm(дата обращения 05.04.2022).
  • Государственный Русский музей. Живопись. XVIII-XX вв. Каталог в 15 томах/Вступ. ст. и науч. ред. Е. Петрова, Т. I. – 1998.
  • Маркина Л.А. Братья Гроот: портретист и зверописец//Наше Наследие №121, 2017. – URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/12115.php (дата обращения 05.04.2022).
  • Савицкая О.С. Западноевропейская живопись в собрании Псковского музея-заповедника. Каталог (1982)// Ю.В. Мудров, О.С. Савицкая. Архимандрит Алипий (Воронов) и его художественная деятельность: [сб. науч. ст.]/Науч. ред. и сост. Ю.В. Мудров. - СПб: Санкт-Петербургская ассоциация искусствоведов (АИС), 2016.



[1] Савицкая О.С. Западноевропейская живопись в собрании Псковского музея-заповедника. Каталог (1982)// Ю.В. Мудров, О.С. Савицкая. Архимандрит Алипий (Воронов) и его художественная деятельность: [сб. науч. ст.]/Науч. ред. и сост. Ю.В. Мудров. - СПб: Санкт-Петербургская ассоциация искусствоведов (АИС), 2016. С. 74

[2] Например, Государственный Русский музей. Живопись. XVIII-XXвв. Каталог в 15 томах/Вступ. ст. и науч. ред. Е. Петрова, Т. I. – 1998. - С. 81

[3] Маркина Л.А. Братья Гроот: портретист и зверописец//Наше Наследие №121, 2017. – URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/12115.php (дата обращения 05.04.2022)

[4] Бардовская Л.В. Коллекция картин И. Ф. Гроота в Екатерининском дворце-музее // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1977. Л. Наука. 1977. – URL: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1760-1780/Grooth_Johann_Friedrich/bilderliste_1765.htm(дата обращения 05.04.2022)

[5] Там же.