Евгений Евгеньевич Климов

120 лет со дня рождения Евгения Евгеньевича Климова (1901-1990)


В 1928 году студент Латвийской Академии художеств Евгений Климов проездом из Новгорода и Старой Руссы в Ригу впервые оказался в Пскове. Годом раньше он открыл для себя величественный пригород Пскова – Изборск. С тех пор псковская земля стала для него неким духовным камертоном, а ощущение «русскости» стало важнейшей составляющей его сознания.


Е.Е. Климов навсегда попал под обаяние псковской земли и неудивительно, что в огромной коллекции его работ, переданных много позднее в дар Псковскому музею им, а затем его сыном, Алексеем Евгеньевичем Климовым, профессором-славистом, исследователем творчества А.И. Солженицына, заметное место занимают произведения, созданные на основе псковских впечатлений.


Евгений Евгеньевич Климов вырос в замечательной семье потомственных интеллигентов, представители которой были щедро наделены трудолюбием и талантами. На протяжении нескольких поколений они вносили свой вклад в сферу архитектуры, изобразительного искусства, музыки, медицины и педагогики.

Родился он в Латвии. Семья Климовых часто переезжала из города в город: сначала Митава (ныне Елгава), затем – Либава (Лиепая), подмосковный Можайск, Варшава… Здесь их застанет разразившаяся Первая мировая война. Однако Климовы успели до немецкой оккупации выехать в Петроград. Там, учась в реальном училище, юный Климов окунается в гущу событий: следит за политическими событиями и вестями с фронта, после занятий работает санитаром-добровольцем в военном госпитале, где служил И.А. Климов, его дядя; открывает для себя шедевры русской живописи в Русском музее; вместе с отцом совершает поездку по городам Волги и в Москву, где ему удается посетить Третьяковскую галерею.

Нагнетание тревожной обстановки в Петрограде заставляет главу семейства Климовых принять предложение работы в Новочеркасске, где юноше, попавшему в водоворот событий гражданской войны, пришлось многое испытать и пережить. А в 1921 году Е.Е. Климов вместе с братьями и матерью, как уроженцы получившей независимость Латвии, возвращаются в Ригу.

Куда бы не забрасывала его судьба, где бы не приходилось ему жить – он всегда ощущал себя причастным русской культуре, приобщаясь к ней всеми способами :через своих учителей - в юности; в рисовальной студии Новочеркасска - через Митрофана Грекова; через старообрядца-иконописца Пимена Софронова; и даже, после возвращения в Ригу, когда он стал студентом Латвийской академии художеств - косвенно - через своих латышских академических педагогов Вильгельма Пурвитиса и Яниса Тилберга, учеников Архипа Куинджи и Дмитрия Кардовского; через своих друзей, среди которых был и замечательный архитектор – художник Сергей Николаевич Антонов.

Климова, как и последнего, также уроженца Латвии, объединяли крепкие русские корни, осознание себя плотью русской культуры и любовь к псковской земле, ставшей для них - в особенности – для Е.Е. Климова, покинувшего навсегда в 1944 году Латвию, олицетворением русского духа.

Весной 1944 года в тревожной обстановке разгоравшихся военных действий Е.Е. Климов принимает предложение русского археологического Кондаковского института в Праге принять участие в реставрации древних икон. Позднее, опасаясь репрессий сталинских властей, семья перебралась в отдаленный район Баварии, где прожила четыре года - тяжелых в силу материальных трудностей и неопределенности своего будущего.

Осенью 1949 года начался новый, самый протяженный период эмигрантской жизни семьи Е.Е. Климова, наполненный неустанной духовной работой и разнообразными трудами художника, реставратора, искусствоведа, педагога, просветителя, носителя лучших традиций русской культуры, о чем талантливо и подробно рассказывает В.Н. Сергеев в своей книге «Евгений Климов. Художник-реалист русского зарубежья», основанной на личном знакомстве со своим героем и его семьей, на подлинных архивных материалах и обширных дневниках Е.Е. Климова.


Художник мечтал о том, чтобы его творческое наследие хранилось в России, точнее в самом ее сердце - древнем Пскове, где имеется прекрасный историко-художественный музей и Картинная галерея. Семья Климовых в течение 25 лет передала Псковскому музею огромную коллекцию его картин, рисунков и книг – около 1000 ед. хранения.

Первый этап поступления этого ценного дара, сопровождаемый выставкой (1989 год), когда по воле художника, при поддержке родных и друзей, через Фонд культуры Псков получил 59 произведений живописи и графики, в числе которых был и эскиз мозаики «Троица», подлинник которой ныне установлен у входа в Псковский Кремль.

Надвратная мозаичная икона "Ветхозаветная Троица" Фото: Катерина Кочкина

Надвратная мозаичная икона "Ветхозаветная Троица»

Надвратная мозаичная икона "Ветхозаветная Троица" Фото: Катерина Кочкина

* В 1990 г. состоялась последняя прижизненная выставка Климова в Риге, организованная его любимой ученицей по Рижской Ломоносовской гимназии М.В. Салтупе.

Окрыленный успехом прошедших выставок, Е.Е. Климов готовит новую партию работ для Пскова, но в декабре 1990 года трагически погибает в автомобильной катастрофе. Однако, выполняя волю художника, в конце 2011 года его сын, Алексей Евгеньевич Климов, привез в Псков еще 50 графических и 4 живописные работы. Состоялась выставка «Радуга на Псковщине», сопровождаемая выходом прекрасного иллюстрированного альбома, автором которого стал В.М. Галицкий.



Третий этап наступил в 2014 году и стал самым обширным: 650 произведений живописи, графики, а также редкие книжные издания и архивные материалы. На основе этой части дара была организована выставка «Дорогами творчества».

Таким образом, творчество Климова представлено в Псковском музее весьма объемно. Эскизы мозаик, запечатлевших просторы Греции, Германии, Канады и России раскрывают его дар монументалиста. Значительное место занимают произведения, созданные на основе псковских впечатлений.

Среди них созданная в конце 1930-х годов этнографическая картина «Девичник», с бережным вниманием запечатлевшая старинный псковский обряд «опевания невесты». На фоне темных бревенчатых стен начинается неторопливое движение «большух», окруживших невесту. Акцентированное цветовыми пятнами юбок и кофт, оно направлено вправо, завершаясь красно-белым аккордом занавески возле русской печи. Подмечены особенности одежды и украшений, варьирующийся характерный типаж печерянок.



Множество разнообразных портретов - друзья и близкие по духу люди, воображаемые портреты великих русских писателей, а также портреты людей из обыденной жизни, с которыми так или иначе художник соприкасался – например, школьники и студенты штата Вермонт (Миддльбери и Норвич). Для последних Климов использует форму совсем небольшого портрета, внимательно фиксирующего черты молодых лиц с разным цветом кожи, не уставая удивляться разнообразию людских обликов. Лица «детей разных народов» для него здесь - словно бы цветы на огромной поляне жизни. Возможно, эти портреты были подготовкой к воплощению какого-то особого замысла.

Однако, главное место в творчестве Климова занимает пейзаж. Огромное впечатление оказала на него поездка по глухим уголкам Печерского края, предпринятая летом 1937 года, когда он прикоснулся к жизни русских деревень, «беднее которой нет нигде на свете», услышал в природе «живые и волнующие голоса, звучащие из давно прошедших времен» и написал в своем дневнике: «Ни Франция, ни Италия не сравнится с этими берегами. Как мне хорошо здесь!».

Именно в пейзажных работах содержится его духовное послание потомкам. Ценность его лучших пейзажных образов определяет не только высокое качество профессионального мастерства, техника, какие-то особые авторские приемы, позволяющие выразить всю трепетную нежность доверчиво открытой людям природы… Здесь нечто иное, находящееся вне сферы материального, физического, нечто идущее от самой личности автора.

Изображая различные уголки земли, он глядит на нее глазами истинно и глубоко верующего человека. Без суетных земных страстей, кротко и светло взирает он на сотворенный мир, принимая его как драгоценную данность.

---------------------------------------------------------------------

*Замысел создания творческой реплики «Троицы» в технике мозаики, возможно, возник ещё летом 1928 года, когда Климов с группой студентов посетил Троице-Сергиеву Лавру, где впервые увидел гениальное творение Андрея Рублёва. Весной 1942 года, будучи в Пскове, Климов заметил нишу над Троицкими воротами, как будто бы судьбой предназначенную для его будущей мозаики. Появившийся вскоре эскиз в натуральную величину был отослан на знаменитую фабрику фарфоровой мозаики «Виллеруа и Бох» в г. Метлах. Летом 1944 года ящик с мозаикой прибыл в Ригу и хранился в церкви Иоанна Крестителя. После окончания войны староста Троицкого кафедрального собора перевёз ящик в Псков и установил мозаичную икону внутри храма. В 2003 году, в юбилейные дни празднования 1100-летия упоминания Пскова в летописи авторская мозаичная композиция «Троицы» была установлена над реставрированными Троицкими воротами.

Текст: старший научный сотрудник художественного отдела Н. Салтан.