Аристарх Васильевич Лентулов

К 140-летию со Дня рождения Аристарха Васильевича Лентулова 16 января 1882 года

«Картины его поют и веселят душу, нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант»

Александр Бенуа

ЛЕНТУЛОВ АРИСТАРХ ВАСИЛЬЕВИЧ (1882 – 1943)


Лентулов А.В. Автопортрет. 1913. Государственный Русский музей

Аристарх Васильевич Ленту́лов – один из родоначальников русского авангарда, основатель художественного объединения «Бубновый валет», участники которого отвергали реалистическую традицию XIX века и противопоставляли ей свободу выбора формы и содержания произведений.

Родился художник в Пензенской губернии, в семье сельского священника. После смерти отца, семья переехала в Пензу, и Аристарх был определен учеником в духовное училище, а потом в семинарию. В 1898 году 16-летний Лентулов оставил семинарию и поступил в только что открывшееся Пензенское художественное училище. Спустя два года, он покинул Пензу, поступив в Киевское художественное училище. Жизнь у молодого человека была тернистая, чтобы прокормиться приходилось давать уроки рисования и писать на заказ. У будущего художника был довольно буйный характер, юноша отличался строптивостью и резкостью суждений, из-за этого был отчислен из Киевского училища и доучивался уже в Пензе.

В 1906 году Аристарх пытался поступить в Императорскую академию художеств в Петербурге. На вступительном экзамене он писал натурщицу. Проходивший мимо преподаватель съязвил: «Где же это вы, молодой человек, увидели на носу у модели зеленый цвет?». Лентулов парировал: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль!». Экзамен был провален, но талантливого молодого человека заметил художник Дмитрий Кардовский и пригласил его посещать свои занятия неофициально, где художник и учился в 1907–1908 годах.

Оказавшись в Петербурге, Лентулов знакомится с футуристами – Давидом, Владимиром и Людмилой Бурлюками, Василием Каменским, Петром Кончаловским и участвует в нескольких выставках. В 1908 переезжает в Москву, где в конце 1910 года вместе с единомышленниками организовывает выставку живописи «Бубновый валет». Аристарх Лентулов, являясь одним из родоначальников русского авангарда, как один из самых смелых и самобытных экспериментаторов, принимает участие во многих выставках. Художники этого арт-сообщества, желая выйти за рамки изобразительного искусства своего времени, в 1911 организовывают творческое объединение с одноименным названием. Лентулов выступает как член-учредитель, одновременно продолжает работать как художник театра, увлекается манерой письма Казимира Малевича, Врубеля. В этом же году Аристарх Лентулов уезжает в Париж, где в течение года учится в частной академии живописи. Пребывая в Париже, знакомится с творчеством многих европейских художников, в частности, с Пикассо. В это время полотна русского художника отличаются ярким цветом, красочным фейерверком, транслируют щедрое излияние любви к жизни.

В 1912 году Лентулов возвращается на родину. Преподает во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (Высшие художественно-технические мастерские – Высший художественно-технический институт), а в 1930-е годы становится профессором Московского художественного института. Александр Лабас так вспоминал об учебе у Лентулова: «всегда веселый, разговаривал в шутливом тоне, громко смеялся, рассказывал смешные истории. Лентулов нам нравился. Он, как Кончаловский и Машков, был тоже высокого роста и атлетического сложения. Я помню, кто-то его спросил о технологии, о красках, о грунте, он тогда ответил: «Я не знаю, как это делается – холст, краски, все это знает Петр Петрович. Я, когда мне нужно, звоню ему по телефону и спрашиваю, и делаю так, как он скажет. Вот видите, как просто», – и он смеялся.

Творчество Лентулова до 1930-х годов – яркое, радостное, наполненное звуком и движением. В его произведениях много солнца. И если оно не написано в упор, то оно есть в освещении. Лентулова так и называют: «художник солнца», но для него важна не только интенсивность цвета, но и форма. Стараясь рассмотреть модель с разных точек зрения одновременно, он динамично сдвигает форму.

В собрании музея несколько работ художника. В 1917 г. он создает серию архитектурных пейзажей, навеянных видами подмосковного Нового Иерусалимского монастыря. Художник «раздробляет» красочную старинную архитектуру на отдельные фрагменты, уподобляя их своеобразным мозаичным панно, где каждый красочный мазок подобен яркому кусочку смальты. Использует причудливые ракурсы, следуя за меняющимися как в калейдоскопе цветовыми искрами. Художник старается передать эту сказочность, эту безудержную фантазию формы и цвета на полотне «цветодинамикой».


Новый Иерусалим. 1917. Псково-Изборский музей-заповедник

Картина попала в музей из Петроградского музейного фонда в 1921 году. В ней древнерусский храм расцветает подобно сказочному мозаичному букету.

Звучит ода дивному творению рук человеческих, создается оптимистический цветомузыкальный аккорд. Художник обладал прекрасным слухом. По словам его дочери Марианны, «он осмеливался даже петь в компании с Шаляпиным. Зачастую, художник напевал за работой. И многочисленные образы впитали в себя симфоническое многозвучие, мажорность и всплеск эмоций.

Яркие и смелые по цвету работы Лентулова, наполнены жизнью и движением, разбитые фрагменты сплавлены в цветовые формы причудливых сочетаний. Следующая работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1913 году.


Две фигуры (Женщина в розовом). 1910. Псково-Изборский музей-заповедник. Была приобретена у дочери художника М.А. Лентуловой в 1977 году.

Фон легко рябит зеленоватыми и розовыми мазками, оттенки гармонично соединяются между собой. Цвет воспринимается как лоскутное одеяло, живопись витальна, энергична. Художник смело орудует цветом, впрочем, всегда остро его чувствуя, не боясь контрастов. Лентулов не ставит задачу создания глубокого психологического портрета, напротив, он так моделирует образы с помощью многочисленных взаимопроникающих оттенков цвета, что герои становятся взаимосвязаны пластически. Свободная поза героини, освещенной солнцем, не вызывает ни грамма смущения. Изящно позирующая, с легкой улыбкой она несколько расслаблена и кокетлива. Фон одежд контрастирует с освещенностью солнечными бликами розового платья, сидящей женщины. Они контрастны и созвучны одновременно, дополняя друг друга эмоционально, откликаясь рефлексами на лицах и руках. В пестроте цвета за спинами сидящих не сразу замечаешь третий персонаж, меняющий построение мизансцены.

Из Государственного Эрмитажа в 1960 году поступила графическая работа, с карандашной подписью слева: Лентулов.


Бой двух кораблей. 1914. Псково-Изборский музей-заповедник

Небольшая акварель, хранящаяся в фондах как иллюстрация горячего непримиримого нрава художника, находившего отклик в его импульсивных, живущих в постоянном цветовом движении работах.

Постепенно художник отошел от авангардизма, его полотна стали заметно сдержаннее, утратив яркость и экспериментальность. Он сам признавался, что ему хочется «писать не по поводу складок одежды, носа, уха и пр., а по существу самые складки, нос, ухо, голову, деревья – вещи со всей их реальной сущностью». Но даже со временем он не переставал верить, что всем правит красота и искусство, и именно это учит человека познавать окружающий мир.

Картины Лентулова в советское время почти не выставлялись, а те, что были в музеях, хранились в запасниках. Сейчас их можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина и других собраниях. Последняя крупная прижизненная выставка Лентулова, куда вошли его ранние, самые «солнечные» работы, состоялась в 1933 году в Москве. Посетители стояли в очереди, чтобы попасть на его вернисаж.