Владимир Егорович Маковский
К 175-летию со Дня рождения В.Е. Маковского
«Картина — не слово, она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть всё, а нет — нет картины».
Владимир Маковский
МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ (1846-1920)
В. Е. Маковский. Автопортрет. 1905 г. ГТГ
Русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, академик (1873), действительный член Петербургской Академии Художеств (1893). Маковский В.Е. — выдающийся мастер жанровый живописи. Его небольшие картины, как работы малых голландцев, отражают незамысловатые сцены обыденной, ровно текущей жизни. Его полотна с изображением повседневности русского народа — словно небольшой документальный фильм со своим сценарием и режиссурой.
Владимир Маковский родился в Москве в 1846 году. Его отец был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин. Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, но любовь к рисованию определила его дальнейший творческий путь. Рисовать он начал довольно рано и сразу обнаружил талант. Его первым учителем живописи стал знаменитый портретист Василий Тропинин. В 1861 Маковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вскоре он присоединился к товариществу художников-передвижников, которые выступали за реалистичное изображение жизни «маленького человека». Жанрово-бытовые картины Маковского — наиболее типичные произведения искусства этого товарищества. С 1894 по 1918 Владимир Маковский преподавал в Санкт-Петербурге, в Императорской Академии художеств, куда он был приглашен на должность руководителя жанровой мастерской. В 1895 он был назначен ректором академии.
Как правило, для своих произведений художник брал сюжеты из жизни. В Картинной галерее на протяжении многих лет экспонируется небольшое произведение художника «Пряха» (1880), в Псковский музей картина поступила в 1954 году.
Слева внизу: В. Маковский 1880 Саратовъ. На обороте, кроме инвентарного номера, штамп магазина Ю. Соберга.
Непринужденная «хоровая» композиция подчеркивает художественный замысел автора. Летний солнечный день. У стены бревенчатого, крытого соломой дома изображены две женщины в окружении крестьянских детишек разных возрастов. Они собрались вместе для того, чтобы скоротать время. Пряха — немолодая женщина с обветренным загорелым лицом сидит на скамье и прядет пряжу, остальные изображенные довольно расслаблены и непосредственны.
На картине много детских персонажей, но в сюжетах В. Маковского это не случайно. Поэтические образы крестьянских детей с их близостью к природе проходят сквозь все его творчество, находя все новые краски и новые нюансы. Фрагментарность композиционных построений незаметно вводит зрителя в эмоциональный поток произведения, создавая эффект присутствия и погружения зрителя в атмосферу неспешной жизни и деревенского быта.
Чуть покосившийся дом из старых досок, местами прохудившаяся солома покрывает крышу, героини стоят на теплой прогретой солнцем земле. И взрослые, и дети одеты в одежду, привычную и комфортную для них - льняные рубахи и сарафаны. Глядя на эту замечательную картину, зритель постепенно увлекается сюжетом, начинает всё пристальнее всматриваться в лица, пытаясь уловить меняющуюся мимику детворы.
Создавая с большой любовью и теплотой детские образы, художник видел свою задачу в том, чтобы в обыденной ситуации открыть своеобразную поэзию повседневной жизни, красоту народного бытия. Маковский обладал умением заметить момент в жизни, который затем становился основой сюжета картины. Полная тонких наблюдений сценка написана Маковским с большой выразительностью: и сельский пейзаж, и сами герои. Внимательно всматривается художник в их лица, в детали костюма. Светлая по своим эмоциям картина раскрывает зрителю драгоценные черты русского характера.
Живописец Владимир Маковский всегда интересовался жизнью и сопереживал тяжбам простого русского народа. Нередко он находил вдохновение в быте бедных людей: крестьян, горничных и других представителей низших сословий. В то время, как другие художники считали таких персонажей недостойными их внимания. Он очень любил жизнь, кипящую на просторах Руси, и его картины служат подтверждением этого. Реализм был основой стилистики произведений Маковского.
Маковский В.Е. Офорт. "Крестьянин", 1884. Псковский музей
В фондах музея хранится небольшой офорт (1884), с изображением крестьянина, из коллекции С.Я. Фельдштейна, и мужской портрет (1896).
Маковский В.Е. "Мужской портрет" Псковский музей
В обеих работах передана глубокая симпатия и уважение художника к обыкновенному человеку. А сама живописная интонация удивительно точно отражает мироощущение художника.