Леонид Осипович Пастернак

К 160-летию со Дня рождения Леонида Осиповича Пастернака 4 апреля 1862 г.

ПАСТЕРНАК ЛЕОНИД ОСИПОВИЧ (1862–1945)

Л.О. Пастернак «Автопортрет». 1908. Холст, темпера(?) (собрание ПИОМЗ)

В картинной галерее Псковского музея-заповедника, в зале искусства начала ХХ в., экспонируется подписной и датированный 1908 г. «Автопортрет» Л.О. Пастернака. На холсте изображен элегантный мужчина в расцвете лет в черно-белой паре и светлой шляпе-канотье, позирующий сам себе. К моменту создания этой работы (единственной из работ художника в нашем собрании) Леонид Осипович Пастернак был полностью состоявшимся художником с самой блестящей репутацией: живописец, рисовальщик, иллюстратор книг, академик живописи, участник выставок «Мир искусства» и «Союз русских художников, одним из учредителей которого он явился.

Пастернак родился в Одессе, окончил знаменитую Ришельевскую гимназию и Одесскую рисовальную школу изящных искусств, где за успехи был удостоен серебряной медали. Однако, уступая желанию родителей, поступил на медицинский факультет Московского университета, а затем перевелся на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе, студенты которого обладали правом беспрепятственного выезда в страны Европы. В результате молодой человек смог одновременно получить диплом юриста, окончить с золотой медалью Мюнхенскую королевскую Академию изобразительных искусств и соприкоснуться с культурой стран Европы.

Вернувшись во второй половине 1880-х гг. в Москву, он быстро приобретает известность как художник, успешно преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, редактирует журнал «Артист». Кроме того, участвует в художественных выставках разных объединений, а одну из ранних его работ, «Письмо с фронта», написанную для выставки передвижников, приобрел сам Павел Третьяков.

Л.О. Пастернак «Лев Толстой с семьей в Ясной поляне». Бумага, пастель (собрание ГРМ)

Важной частью творчества художника стало создание иллюстраций к произведениям М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого, с которым он не только познакомился, но и подружился. Следствием частых встреч с семейством Толстых в Москве и Ясной поляне, стали замечательные рисунки с изображением Льва Толстого в кругу семьи, сделанные с натуры, без привычного позирования, «а ля прима». Один из самых удачных вариантов хранится в Государственном Русском музее. Многочисленные вариации авторских повторений этих композиций, существующие в разных техниках, разлетелись по коллекциям и музеям мира. Пастернак стал автором портретов и других известных деятелей русской культуры, в числе которых были композиторы А. Скрябин и С. Рахманинов, литераторы, М. Горький, К. Бальмонт, В. Брюсов, В. Иванов и М. Горький и др.

В многообразном творчестве Леонида Пастернака есть одна сокровенная тема, в которой он выразил свое понимание главного в жизни – значение семьи и семейных отношений. Эта мысль была раскрыта им в многочисленных групповых портретах домочадцев, но также незримо присутствует в его собственных автопортретах, которых за свою жизнь он написал немало.

Л.О. Пастернак «Автопортрет». 1908. Холст, темпера(?) (собрание ПИОМЗ)

Однако публикуемый «Автопортрет» из собрания Псковского музея находится в числе самых лучших. Поступивший в 1922 г. из музея Академии художеств, которая, в свою очередь, приобрела его в 1909 г. прямо с выставки «Союза русских художников», он написан легко, по-импрессионистически. К нему применимы слова, сказанные его знаменитым сыном – поэтом Борисом Пастернаком: «… он работал шутя и играючи – как Моцарт».

Несмотря на то, что формирование Пастернака как художника проходило в период лидерства передвижничества, позднее он органично вобрал в свое творчество живописные открытия французского искусства. Образ человека, живущего в гармонии с самим собой и с миром, задан уже рисунком силуэта, сделанным уверенно, быстрой кистью, пластически-точно и, вместе с тем, с оттенком артистической небрежности. Свет, скользящий по лицу, фигуре, словно бы проникает в цветовую ткань, слегка растворяет мелкие контуры и, концентрируясь, возвращается в зеркальное отражение за спиной портретируемого. «Автопортрет со свечей» (как именовали эту работу в семье художника) передает одновременно и атмосферу дома, где царили любовь и взаимопонимание.

К сожалению, счастливое единение семьи Пастернаков с начала 1920-х гг. прервалось вынужденным отъездом художника в Европу, а через некоторое время и временным забвением его творчества.

Персональные выставки творчества художника состоялись в 1979 г., в 2001 г. в Государственной Третьяковской галерее, а затем, спустя время, к 150-летию художника – в Одессе, на родине. В оксфордском доме, где Пастернак работал и жил в последние годы, создан музей художника.

Автор статьи: старший научный сотрудник художественного отдела Н.И. Салтан.