Виктор Ефимович Попков

К 90-летию со дня рождения художника Виктора Ефимовича Попкова 9 марта 1932 года

ПОПКОВ ВИКТОР ЕФИМОВИЧ (1932 – 1974)


«Попков сказал свое слово, ни на кого не похожее, создал свой образный мир, выработал свой живописно-пластический язык, добился в разработке новых тем несравненных удач, которые повторить уже никто не сможет. Все это позволяет считать его в современном искусстве художником значительным, одним из крупнейших для своего времени». Так охарактеризовал творческое наследие Виктора Ефимовича Попкова известный искусствовед, профессор МГУ Виталий Манин.


Попков В.Е. Хороший человек была бабка Анисья. 1973. Государственная Третьяковская галерея.

За свою недолгую, оборвавшуюся по трагической нелепой случайности творческую жизнь, которая продолжалась всего около 18 лет, художник создал замечательные картины, которые теперь являются гордостью крупнейших государственных собраний России – Третьяковской галереи и Русского музея. Среди них знаменитые «Воспоминания. Вдовы» (1966), «Северная песня» (1968), «Хороший человек была бабка Анисья» (1973).


Попков В.Е. Девочка в красном». 1970. Псково-Изборский музей-заповедник

В 1986 году Псковский музей-заповедник, разыскав вдову В.Е. Попкова, художника-графика, К.И. Калинычеву, также смог приобрести из того немногого, что у нее к этому моменту сохранилось, четыре живописные работы. Две из них, датированные 1970 годом («Портрет М. Филипповой» и «Девочка в красном»), являются обычными натурными этюдами. Достаточно выразительные, написанные легко, они, тем не менее, не были использованы в сюжетных картинах. Первая из них наиболее интересна.


Попков В.Е. Портрет М. Филипповой. 1970. Псково-Изборский музей-заповедник

Известно, что этот живописный этюд был написан летом 1970 г. близ Старой Рузы, в подмосковной деревне Жиганово всего за один сеанс. В свободной естественности облика девочки, отсутствии какого-либо кокетства, любования собой независимость возраста еще не пробудившейся женственности. Передано впечатление теплого весеннего дня, солнца, словно пробивающегося сквозь зелень условного фона. Ощущение лета, деревенской воли есть и в «смуглом» колорите фона, где розово-пунцовое смешалось с золотистым и приглушенной травяной зеленью. Мягкая насыщенность колорита, неясность обогащенного светом фона, напряженность гибких загорелых рук и неожиданный поворот задумчивого, энергично вылепленного цветом лица (словно «улица позвала») – невольно создают ту эмоциональную атмосферу, которая позволяет почувствовать живой поток жизни.

Творческий путь Виктора Попкова, выпускника Московского художественного института им. В.И. Сурикова, начался на рубеже 1950-1960-х годов, в период заметных обновлений в искусстве. К тому времени уже заявило о себе творческое направление молодых художников, позднее названное «суровым». Мощный поток, в который оказался вовлеченным Попков, сопровождался интенсивными поездками по стране. В поисках производственных тем для картин Виктор Попков побывал на стройках Сибири и на целине.

Попков В.Е. Жаркий день. 1964. Псково-Изборский музей-заповедник

Именно в этот период, в 1964 году, появилась третья из псковских работ Попкова – «Жаркий день». На вытянутой горизонтали холста, в тени дощатой стены – группа усталых трактористов. Фигуры изображены общим планом, без акцентирования деталей, индивидуальностей и характеров. Степной пейзаж за спинами рабочих аскетичен. В раскаленной красновато-розовой глади поля вехами, «меряющими» однообразное, уходящее к выцветшему горизонту пространство, служат лишь наскоро сколоченные в степи бараки, да «отдыхающие» поодаль трактора. Небольшие размеры холста и некоторые особенности письма наводят на мысль, что перед нами живописный этюд картины на материале целинных впечатлений, не переведенный, однако, в большой формат для показа на выставке. Думается, что в процессе работы автор уже испытывал некое разочарование в очередной попытке выполнить установку на изображение «людей труда» и создании образов «положительных героев».


Оборот картины
«Жаркий день» («Вопль коровы»)

О впечатлениях и мыслях, которые на самом деле занимали его в это время, косвенно, но красноречиво свидетельствует небольшой набросок на обороте холста этой работы. Это изображение голодной коровы на фоне мрачной порушенной деревни. Возможно, уже здесь начинает формироваться замысел одной из последующих картин о судьбе русского села. Практически сразу развитие творчества Попкова пошло в сторону от «сурового реализма» – в глубину, к образно-ассоциативной живописи, итогом чего стали упомянутые в начале статьи работы из столичных музеев.


Попков В.Е. Браговский и Руткин. 1963. Псково-Изборский музей-заповедник

Четвертая работа Виктора Попкова из псковского собрания - двойной портрет «Браговский и Руткин» (1963) принадлежит к числу его первых значительных произведений в этом направлении. Располагая на плоскости фигуры двух художников, одного из которых, А. Руткина, он считал своим учителем), скупые детали походного быта, он мастерски оперирует локальным пятном. Напряженность цветовых отношений в столкновении желтого, красного, черного еще более подчеркнута сочной контурной обводкой основных цветовых масс. В пластически-остром, усиленном сопоставлением, облике каждого из двух друзей намечены «стержни» характеров.

Эта работа в числе других проникновенных живописных повествований В.Е. Попкова о потоке времени, соединившем прошлое и настоящее его современников – крестьян, горожан, людей творческих профессий – вошла в контекст творчества других замечательных современников этого художника – Василия Белова, Валентина Распутина, Василия Шукшина, Василия Аксенова, Андрея Тарковского и других представителей поколения 1960-70-х годов.

Старший научный сотрудник художественного отдела Н.И. Салтан